Фото пресс-службы ФМС РФ
Столичные суды жалуются на резко выросший уровень нагрузки по делам против нелегальных мигрантов. Они просят законодателей изменить правила рассмотрения исков о выдворении иностранцев из России. Эксперты считают, что виновата в этих проблемах Федеральная миграционная служба (ФМС), сотрудники которой ведут в суд любого пойманного ими нелегала.
В России сегодня находится свыше 11 млн иностранцев. 37% из них приехали, чтобы устроиться на работу, но далеко не все делают это легально. В ФМС отмечают рост числа приезжих, работающих без оформления. Дело в том, что новая патентная система и прочие требования приводят к росту их затрат. С начала года, по данным ФМС, лишь половина въехавших на территорию РФ поставлена на учет.
Сегодня те, кто трудится без патента, подлежат выдворению. А в прошедшую среду президент Владимир Путин подписал закон о депортации и тех мигрантов, которые работают не по профессии. В ФМС подсчитали, что за прошлый год количество судебных решений о выдворении мигрантов в Москве выросло на 88% и составило 45 тыс. В 2015 году число таких дел остается на уровне прошлого года.
Проблему выдворения незаконных мигрантов, из-за которых существенно выросла нагрузка на столичные суды, обсудили недавно и на Общественной комиссии по взаимодействию с судейским сообществом города Москвы (см. «НГ» от 26.06.15). Наиболее вероятное решение из тех, что были предложены судейским сообществом, – это введение для мигрантов спецпунктов пропуска с процедурой дактилоскопии, чтобы в дальнейшем они не могли подменять данные о себе.
По словам зампредседателя Мосгорсуда Елены Базьковой, мигрантов в суд иногда «привозят автобусами». А сами они идут на многочисленные хитрости: прячут документы, называют имена друзей, а в результате процедура установления личности может длиться до года. При этом законы наши таковы, что у судов нет возможности принять никакого решения, кроме выдворения, отметила Базькова: «Иногда приходится выдворять, когда человек не доплатил 14 руб. по патенту».
К тому же, по ее словам, «сейчас нет четкого распределения – выдворять добровольно или принудительно». Чаще всего мигранты соглашаются добровольно покинуть страну, однако не всегда добросовестно выполняют это обязательство. Вместо этого, по словам адвоката Теюба Шарифова, они принимаются активно оспаривать решение о депортации в других судах. Ведь выдворенных правонарушителей из ближнего зарубежья не пустят назад в Россию еще долгие годы.
Судебная перспектива, по словам Шарифова, у таких обращений есть – особенно если дело касается трудовых мигрантов: «Это люди малообразованные, поэтому адвокаты, опротестовывая постановление на выдворение, задаются перед судом следующими вопросами: где вина работодателя, который брал их на работу, принимал паспорта и подписывал договор об ответственности? Почему пограничники пропустили их на территорию России, ФМС не контролировала их передвижение, а участковый бездействовал?» В результате отмена прежних решений в пользу мигранта влечет за собой и иски за бездействие и халатность правоохранителей и прочих компетентных органов в этой сфере. Но и это не самая большая проблема, отметил Шарифов: «Не каждый мигрант будет пытаться защитить свои права честным путем. Большинство из них прибегнет к коррупционным связям».
По словам судьи Дмитрия Новикова, сегодня сами сотрудники миграционных служб в разы увеличивают нагрузку на суды: «Я считаю, что именно ФМС блокирует нашу правовую систему. Нужно наказывать чиновников, которые жалуются на переполненность миграционных центров, а сами различными путями стараются поместить туда как можно больше приезжих».
Новиков рассказал о ситуации, с которой столкнулся месяц назад: сотрудники миграционной службы из Сочи задержали выходца из Центральной Азии. По решению суда поместили его в центр временного содержания, где он дожидался депортации: «Однако мигрант предпочел обратиться к адвокатам. Ему удалось оспорить вынесенное решение в апелляционном суде. Что же сделали в ответ сотрудники ФМС? Не желая признавать свою неправоту, они поймали этого мигранта буквально на выходе из лагеря и снова отдали под суд. Бедняге после того, как его вновь оправдали, пришлось вместе с семьей бежать из города».
По мнению Новикова, нужно менять судебные процедуры – облегчать их: «Проблема в том, что, защищая свою репутацию, ФМС пытается провести через суды буквально всех мигрантов, которые попадают в их поле зрения. Помимо галочки перед руководством их интересует устойчивая почва для коррупционных проявлений – понятно, что приезжие, с трудом владеющие русским языком, не знакомы с правовой системой и не способны защитить свои права – за что, как правило, расплачиваются «копеечкой».