Как стало известно «НГ», в Госдуме составлен проект закона о Совете при президенте РФ по правам человека (СПЧ). Сегодня отдельный акт, регламентирующий его работу, а также права и обязанности входящих в него правозащитников, отсутствует. Пока в документе прописаны в основном общие нормы, но в ходе его дальнейшего обсуждения ожидаются и конкретные новации – например, членам СПЧ будет разрешено беспрепятственно посещать места лишения свободы. Сейчас таких прав у них нет.
Сегодня СПЧ действует лишь на основании указа президента. В Госдуме же решили провести своего рода легализацию совета. По данным «НГ», в начале осени на рассмотрение поступят два проекта – и самого закона об СПЧ, и поправок в Уголовно-исполнительный кодекс (УИК), касающихся принципов общественного контроля в РФ.
В разговоре с «НГ» член комитета ГД по законодательству Рафаэль Марданшин («Единая Россия») пояснил: «Члены СПЧ обращались к нам с собственными предложениями, жаловались на значительные ограничения в правах». По словам Марданшина, все-таки необходим закон, аналогичный тому, что сегодня регламентируют работу уполномоченного по правам человека. В конце августа доработанный документ будет вынесен на обсуждение в Общественную палату (ОП) и СПЧ, после чего уже рассмотрен и Госдумой.
В законопроекте об СПЧ говорится, что он должен быть сформирован из 30 человек, назначенных президентом, и 30 представителей общественных объединений и некоммерческих организаций (НКО). В его состав запрещается входить выдвиженцам зарегистрированных менее года назад НКО, членам политических партий, а также лицам, подозреваемым в экстремистской деятельности. В проекте указывается, что вообще-то главным документом для членов СПЧ будет Кодекс этики, который должен быть разработан президиумом совета, а утвержден всем СПЧ. В законопроекте особо отмечается, что «выполнение требований, предусмотренных кодексом, является обязательным для членов совета».
Однако главной новацией станет закрепление за членами СПЧ статуса общественных наблюдателей. Одна из серьезных проблем СПЧ, как считает депутат от ЛДПР Иван Сухарев, заключается в том, что этот «главный совещательный правозащитный орган страны не может формально стать субъектом общественного контроля, не может получить узаконенное право посещать СИЗО и колонии, психиатрические лечебницы и тюремные больницы». Эта ситуация, судя по всему, и будет исправлена через внесение изменений в УИК. Сейчас, прежде чем выехать куда-то с проверкой, члены совета обязаны заранее известить руководство территориального подразделения Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) и получить от него разрешение. Впрочем, правозащитникам, как правило, отвечают отказом.
«Захочет сегодня руководство ФСИН пустить членов СПЧ в тюрьму для проверки – пустит. Передумает – и имеет законное право их туда не допустить. Уже неоднократно проверки членами СПЧ мест принудительного содержания срывались из-за опасений, что правозащитники смогут узнать нелицеприятные факты и рассказать о них лично президенту страны», – сказал «НГ» один из соавторов законопроекта Владимир Осечкин.
В беседе с «НГ» член СПЧ Илья Шаблинский посетовал: «В конце июня мы с коллегами приехали в Волоколамск проверять работу СИЗО № 2. Оттуда поступила масса жалоб заключенных. После двухчасового ожидания, несмотря на заранее направленные письма от главы СПЧ Михаила Федотова руководству ФСИН, меня внутрь так и не пустили». Шаблинский предполагает, что в ведомстве не могут простить ему огласки фактов коррупции и пыток в одной из мордовских колоний.
«Наделение членов совета статусом общественных контролеров повысит уровень защищенности простых граждан, а также эффективность деятельности самого СПЧ, который по многим вопросам теперь сможет занимать принципиальную правозащитную позицию. Можно сказать так, что СПЧ станет федеральной Общественной наблюдательной комиссией (ОНК)», – заявил Осечкин.
Главный редактор портала ОНК.РФ Игорь Голендухин рассказал «НГ», что «работа большинства ОНК сегодня парализована, потому что зачастую вместо правозащитников в их состав попадают люди, связанные с силовыми органами, которые не могут и не хотят осуществлять реальный и эффективный общественный контроль». По словам эксперта, сотрудники ФСИН и МВД часто блокируют и работу самого СПЧ, причем на законных основаниях. «В кулуарах члены СПЧ признают, что работают на птичьих правах, и потому там, где нужна резкая критика, часто вынуждены проявлять избыточную сдержанность. Легализация СПЧ принятием соответствующего федерального закона повысит его статус, расширит полномочия и возможности его представителей», – отметил Голендухин.