Фото Reuters
В Госдуме готовится к принятию законопроект, согласно которому Банк России по запросам избиркомов сможет требовать от финансовых организаций страны полной открытости в отношении счетов и ценных бумаг претендентов на любые выборные должности – от депутата сельсовета до президента РФ. По данным «НГ», депутаты планируют одобрить документ 1 июля. Вчера же его рассмотрел комитет ГД по финансовым рынкам, пообещав, что замечания к тексту, представленные Центризбиркомом, будут учтены.
Впрочем, о рассмотрении законопроекта депутатами на самом деле говорить не приходится: на комитете присутствовал только его председатель Николай Гончар, остальные же коллеги оставили ему доверенности либо работали на удаленном доступе. По словам Гончара, к документу есть замечания от Центризбиркома, которые, конечно, будут учтены, а обсудить их можно будет через опросный лист.
Отметим, что в целом этот законопроект, подготовленный Минфином и внесенный в ГД правительством, преодолел уже достаточно длинный путь: появился на Охотном Ряду он в январе этого года, в первом чтении принят в апреле, а нынешняя активизация скорее всего связана с наступлением парламентских каникул.
Проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части уточнения процедуры проведения проверки достоверности сведений, представленных кандидатами на выборные должности)», как характеризовал его в ходе первого чтения замминистра финансов Алексей Моисеев, не вводит ни новых ограничений, ни какого бы то ни было «режима отчетности со стороны кандидатов на выборные должности». Речь идет исключительно об установлении порядка взаимодействия в треугольнике Центробанк – Центризбирком – финансовые организации страны.
Механизм проверки кандидатов на честность предлагается следующий: ЦИК дает в Банк России информацию о кандидатах, банк размещает эти данные (имя-фамилия, дата рождения и место жительства) в Интернете, а различные финансовые структуры, сверив их со своими реестрами счетов и ценных бумаг, предоставляют отчеты, найдено что-то на конкретных граждан или нет. Сведения направляются в Центробанк, а уже оттуда переправляются в избиркомы. К этой простой схеме, которая отличается от действующей более подробной регламентацией, все равно нашлись серьезные замечания.
В частности, не совсем понятным остался главный принцип предлагаемого механизма: банки и прочие конторы сами должны отслеживать размещаемую в Интернете информацию о кандидатах или им на нее будут указывать? К тому же ответственность за неисполнение требований ЦБ для них осталась непрописанной, было лишь указано, что они «обязаны». На эту тему в ходе первого чтения резко высказался депутат Владимир Федоткин (КПРФ), который спросил: а кто же проверит проверяющих? Моисеев этот вопрос предложил адресовать прокуратуре.
Комитет по финансовым рынкам в своем заключении на правительственную инициативу указал на ту же проблему: прописанный порядок взаимодействия «не проясняет, при каких обстоятельствах кредитные организации, депозитарии и регистраторы должны обращаться к размещенным Банком России в сети Интернет персональным данным кандидатов». Причем нет ясности и в том, на каком сайте будет размещаться информация о кандидатах – на коренном ресурсе ЦБ или каком-то специальном.
Другой вопрос: потянет ли Центробанк это дело с точки зрения его массовости и географической бесконечности? Как указали во время первого чтения в нижней палате, «контингент, подлежащий администрированию», составляет миллионы граждан. При этом получается, что проверке подлежат только российские счета и активы. А отказ в регистрации или лишение полномочий в дальнейшем прямо прописано для тех должностных лиц, кто умолчал о хранящихся за рубежом средствах, тогда как за забывчивость о внутрироссийском богатстве наказание не столь строгое. Кроме того, как указал опытный лидер ЛДПР Владимир Жириновский, с декларациями, как правило, все в порядке – есть и другие способы сокрытия доходов. Он также нашел крайне сомнительным неуклонное стремление власти проверять граждан.
Механизм проверок кандидатских финансов, таким образом, дает широкий простор для моделирования любых ситуаций. К примеру, вряд ли богатые кандидаты хранят деньги в случайно выбранных банках. Более вероятна ситуация, когда они вкладывают их в аффилированные с ними структуры, которые скорее всего вряд ли захотят добровольно раскрывать конфиденциальную информацию. Иностранные же активы вообще таким способом, как предлагает правительство, не проверишь: на российские запросы по этому поводу теперь, несмотря на все соглашения, ответов, видимо, не дождаться.
Так что главной целью этого законопроекта, судя по всему, является точечное профилактирование. То есть под его пресс попадут не столько миллионы людей, сколько те, на кого конкретно укажут. Для широких же масс кандидатов Центробанк сыграет роль своего рода страшилки. Претендентам на выборные должности должно быть хорошо понятно, что если хочешь идти в политику, то будь готов к полной прозрачности. И тогда, возможно, некоторым из них станет ясно, что ради какой-то политики к полной финансовой откровенности они не готовы.