Лидер «Яблока» Сергей Митрохин считает, что партия постоянно обновляется и в ребрендинге не нуждается. Фото с сайта www.yabloko.ru
Один из политтехнологических центров, по сведениям «НГ», разработал концепцию актуализации бренда «Яблока» для думских и президентских выборов. В партии, впрочем, опровергли информацию о заказе такого исследования, подчеркнув, правда, что улучшения планируются и даже начались. Эксперты нарисовали «НГ» картину «идеального «Яблока».
Как стало известно «НГ», «Яблоку» предлагается активизировать его основателя Григория Явлинского, провести ротацию руководства и попытаться занять нишу пацифистской силы, которая выступает против войны с Украиной. Большую гибкость стоит проявлять и при консолидации с другими демократическими движениями, не заставляя их объединяться только на условиях «Яблока», считают опрошенные «НГ» эксперты.
В «Яблоке» заявляют, что заказчиками исследования не являются. «Зачем нам это? – сказал «НГ» председатель партии Сергей Митрохин. – Улучшения у нас планируются, они происходят постоянно. В частности, активнее должны работать региональные отделения, иногда мы вообще ничего не знаем об их работе». Митрохин напомнил о конфликте, который возник с руководством калужского и костромского отделений, уличенных в поддержке властей. В итоге «Яблоко» поменяло костромского лидера, которого посчитали «марионеточным», и осудило высказывания в поддержку губернатора калужского яблочника Алексея Колесникова.
Напомним, что эта партия уже заявила о выдвижении Явлинского кандидатом в президенты. А ранее «Яблоко» объявило о создании коалиции демократической альтернативы, на базе которой предлагается объединение всех демократов страны. Партиям и кандидатам, желающим получить места в яблочных списках, для этого необходимо подписать меморандум, предполагающий в том числе осуждение приватизации 90-х годов и непризнание Крыма российским.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев подтвердил «НГ», что участвовал в исследовании по актуализации бренда «Яблока». «С точки зрения самого «Яблока», все у них изложено правильно и красиво. И действительно, многие люди идеи относительно Крыма и Украины разделяют. Но о массовом интересе к этой силе, а также озвученной ими коалиции демократической альтернативы говорить не приходится», – подчеркивает эксперт. По его мнению, для данной партии путь обновления заключается в том, чтобы привлекать лидеров общественного мнения: «Яблоко» всегда было сильно своим кадровым составом. Нельзя крутиться только вокруг Митрохина или Явлинского». Кроме того, необходимо застолбить как минимум одну сильную тему: «Как Навальный оккупировал тему борьбы с коррупцией, «Яблоко» могло бы сконцентрироваться на теме пацифизма и миротворчества». В отношениях же с соратниками по демократическому лагерю надо искать общие черты, а не различия, уверен эксперт.
Президент Центра политических технологий Игорь Бунин тоже видит потенциал успеха в расширении кадрового состава и проявлении большей гибкости: «Есть некие символические фигуры вроде Явлинского, но нельзя быть вечными яблочниками с 1917 года. Надо привлекать новых людей». Председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко считает, что «Яблоку» нужен ребрендинг: «Все попытки создать новую партию с либеральным лицом закончились ничем. РПР–ПАРНАС пока не очень убедителен, поэтому у «Яблока» есть последний шанс заявить о себе как о ключевой партии на правом фланге. Ее сила в том, что она занимает жесткую позицию «Крым не наш», но не стоит столь же жестко требовать соблюдения этого принципа от всех сторонников. Также пора избавиться от травмы по поводу расхождений «с чубайсами» относительно приватизации 90-х годов».
По мнению первого вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, «Яблоко» должно в первую очередь переосмыслить уверенность в собственной непогрешимости: «Все ошибаются, но все-таки не совсем правильно выставлять 10 категоричных условий для претендентов на места в своих партсписках». Эксперт подчеркнул, что у старинного бренда Явлинского есть имиджевые плюсы, но есть и минусы. И прежде всего надо избавиться от созданного за последние годы представления как о партии «оторванных от жизни теоретиков», – заявил Макаркин. Существуют и проблемы в руководстве, заметил он: «Митрохин не воспринимается как ключевая партийная фигура, а единственной альтернативой ему является Явлинский». Последнему – после объявления о президентских амбициях – надо нарастить активность, как и всей партии: «Он снова может стать спикером от «Яблока», показать, что у партии есть повестка и есть то новое, что она может предложить современным избирателям».
Коллеги по оппозиции тоже советуют «Яблоку» меняться. «Больше динамизма, больше агрессии, больше открытости, – сказал «НГ» ответственный секретарь федерального политсовета РПР–ПАРНАС Константин Мерзликин. – Особенно открытости в общении с коллегами по оппозиции, поскольку в ходе создания демократической коалиции особого интереса с их стороны к переговорам не чувствовалось».
Зампредседателя «Яблока» Галина Михалева, однако, заметила, что партия уже меняется в регионах, но на разработки со стороны там не опираются. «Нас хоронят и хоронят, а мы делаем все, что в наших силах, и продолжаем работать, – говорит Михалева. – Участвуем одновременно и в выборах, хотя и не считаем их честными, и в протестах. Мы все время и так ходим по лезвию бритвы, но у нас свои принципы, и отступать от них мы не будем».