Заключенные трудятся не меньше тех, кто на воле, но получают копейки. Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Вчера в Комитете гражданских инициатив (КГИ) эксперты обсудили пути модернизации уголовно-исполнительной системы страны. Предварительный план реформы, который удалось получить «НГ», предполагает и более открытую процедуру формирования Общественных наблюдательных комиссий (ОНК), и расширение полномочий их членов, а также изменения в организации труда заключенных, облегчение условий содержания в СИЗО и многое другое.
Экспертами и правозащитниками вчера было инициировано создание специальной рабочей группы, которая и займется подготовкой реформы Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) по всем направлениям – законодательному, гуманитарному, правоприменительному и т.д.
Хотя сейчас точечные изменения тут – в основном благодаря натиску общественности – и происходят, но каких-либо значительных подвижек в работе системы нет. По мнению правозащитников, в местах лишения свободы по-прежнему процветают коррупция, насилие и жестокость.
Нет в пенитенциарной системе и развития производства, а когда оплата труда заключенных составляет не более 1 тыс. руб. ежемесячно, то этих денег им не хватает даже на себя, не говоря уже о присужденных им суммах по погашению исков потерпевших. Серьезная, но никак не решаемая проблема – условно-досрочное освобождение (УДО). Сегодня, даже несмотря на наличие положительной характеристики, свобода заключенных зависит, по сути, от хороших отношений с администрацией.
При этом до сих пор не разработан реально действующий механизм выявления и расследования пыток, применяемых к задержанным и заключенным. «Чиновники продолжают игнорировать многие предложения по реформе уголовно-исполнительной системы», – заявил «НГ» руководитель интернет-портала gulagu.net Владимир Осечкин. – С их стороны мы видим игнорирование накопленного положительного опыта сотрудников ФСИН, в том числе увольнение со службы ряда опытных и порядочных руководителей».
Эксперты вчера отметили, что сейчас контроль за содержанием людей в тюрьмах может проводить довольно узкий круг членов региональных общественных палат и общественных советов при органах власти. По мнению правозащитников, это не что иное, как «установление опосредованного государственного надзора над общественным контролем». Поэтому одно из первых предложений такое: включить общественные объединения и иные организации, а также обычных граждан в число субъектов общественного контроля.
Одновременно предлагается и расширить действующие ОНК – например, разрешить входить туда представителям социально ориентированных НКО. «Важно при этом и сделать прозрачной действующую в Общественной палате процедуру утверждения членов ОНК», – сказал «НГ» Осечкин. Еще одно предложение – «обязать начальников колоний представлять в письменном виде решения об ограничении права членов ОНК посещать учреждения, знакомиться с документами и использовать оборудование». Расширить предполагается и перечень объектов контроля – включить туда, например, психиатрические стационары, специальные помещения органов полиции, учреждения для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, транспортные средства, используемые для перемещения задержанных и т.п. При этом у наблюдателей должно быть право привлекать при проверке всех этих мест специалистов: врача, юриста, психолога, социального работника, педагога.
В предложениях о реформе ФСИН есть и такие пункты: наделить членов ОНК правом давать оценку осужденному в целях УДО, изменения ему режима отбывания наказания, обязать органы МВД РФ предоставлять членам ОНК книгу учета доставленных; разрешить наблюдателям выступать в судах в качестве защитников, а также прописать ответственность за создание препятствий членам ОНК и за нарушения закона об общественном контроле.
На вчерашней встрече эксперты констатировали, что работа ФСИН, несмотря на все попытки ее гуманизации, остается «крайне архаичной и закрытой для общественного контроля». «Также мы хотим все-таки законодательно приравнять один день содержания в СИЗО к двум дням отбывания наказания в исправительной колонии, вменить в обязанность сотрудникам носить нагрудные знаки, по которым можно их идентифицировать, и уже в ближайшем будущем принять закон о социальной реабилитации и адаптации для людей, которые освободились из мест заключения», – заявил Осечкин.