Фото пресс-службы ВС РФ
Вчера Верховный суд (ВС) разъяснил нижестоящим судам особенности применения ряда положений только что обновленного Гражданского кодекса (ГК). В рекомендациях, одобренных пленумом ВС, судей призывают занимать в гражданских процессах активную позицию, чтобы принцип равенства сторон действовал не формально, а реально.
За прошлый год судебная система приняла к рассмотрению более 15 млн гражданских дел. Причем в схожих между собой процессах решения выносились различные. «Наша основная задача – добиться единообразия по всей стране. Без разъяснений по вопросам судебной практики решения судов скорее всего могут быть весьма непредсказуемыми и иногда субъективными», – заявляют в Верховном суде.
Пленум ВС вчера единогласно принял постановление о вопросах применения некоторых положений раздела I первой части ГК. Постановление пленума готовилось несколько месяцев, серьезные споры шли и в редакционной комиссии. Нынешний документ отличается от предыдущих и тем, что впервые выносятся рекомендации, охватывающее и деятельность арбитражных судов.
«Наши заключения были выработаны в первую очередь на жизненных позициях, то есть опираясь на практику судов», – пояснил СМИ зампред ВС, председатель коллегии по гражданским делам Василий Нечаев. По его словам, разъяснения необходимы не только судьям, но и любым правоприменителям. Положения этого документа, подчеркнул Нечаев, следуют в русле реформы ГК, который за последние несколько лет годы претерпел существенные изменения. Напомним, что в 2009 году была сформирована концепция нового ГК, в 2010-м появился соответствующий законопроект, который Госдума из-за его объема рассматривает по частям. В ВС, кстати, ожидают, что очередные изменения в ГК депутаты рассмотрят уже осенью, а пока делают разъяснения к уже принятым разделам.
Например, высшая судебная инстанция напоминает, что «в гражданском обороте должен действовать принцип добросовестности», под которым подразумеваются действия одной стороны, учитывающие права и законные интересы другой. Указывается, что поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только по заявлению оппонента, но и по инициативе суда – в том случае, когда «усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения». Если это происходит, то суд «выносит на обсуждение обстоятельства, которые явно свидетельствуют о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались», говорится в тексте постановления пленума. А в случае установления недобросовестного поведения, суд может частично или полностью отказать этой стороне в защите принадлежащего ей права. Правда, учитывая, что универсальных критериев «недобросовестности» нет, решение суда будет зависеть от обстоятельств конкретного дела. Однако, указывает ВС, любая из сторон, которую обвиняют в недобросовестности, имеет право предоставить суду доказательства обратного.
Любопытной выглядит и такая новелла: судам разрешается ограничивать дееспособность лиц, злоупотребляющих алкоголем или наркотиками, а также и игроманов, если они тем самым «ставят в тяжелое материальное положение свою семью». Нечаев подчеркнул, что, по его мнению, судьи не позволят заявителям злоупотреблять правом настаивать на ограничении дееспособности таких людей хотя бы потому, что решения «во многом будут зависеть от заключений экспертов». Секретарь пленума, судья ВС Виктор Момотов считает, что данный пункт разъяснений, наоборот, дает шанс тем гражданам, которые избавились от своих пороков, восстановить свою дееспособность.
ВС также сделал любопытные уточнения и об использовании фотографий, размещаемых в Интернете. Раньше в законодательстве было требование о получении разрешения на их распространение в любом случае. То есть, сфотографировав кого-то на улице и выложив снимок в Сеть, можно было поплатиться рублем. Теперь же допускается публикация изображений людей, в том числе сделанных в публичном месте или на каком-то мероприятии, если эти люди выразили очевидное согласие на съемку и при этом не запретили распространение снимков, пояснила заместитель председателя совета Исследовательского центра частного права Лидия Михеева. По ее словам, «если была студенческая вечеринка и вы выразили согласие сфотографироваться, то не удивляйтесь, что ваше изображение пойдет гулять по Сети». Разъяснен и вопрос о репостах: если фотография опубликована на ресурсе, условия которого предполагают дальнейшее использование изображений, то гражданин, размещая свои фото, заранее соглашается с этими условиями.
Еще одно важное разъяснение ВС заключается в том, что суды обязаны принимать иски, в которых не указана точная сумма ущерба. Судья теперь не может отказать гражданину, который по каким-либо причинам не смог сразу выяснить размер потерь или убытков. То же самое касается и исков в отношении госорганов. При разбирательствах же, связанных с повреждением чужого имущества, говорится в постановлении пленума ВС, надо компенсировать реальные затраты истца, в том числе на новые материалы, необходимые для ремонта его собственности. Это уточнение, без сомнения, окажется весьма актуальным при рассмотрении дел, связанных с ДТП и конфликтах со страховщиками.