Советы желающим посетить Крым теперь доступны только в социальных сетях. Фото со страницы ОЗПП «Общественный контроль» в социальной сети Facebook
Вчера Владимир Путин обвинил общество по защите прав потребителей (ОЗПП) «Общественный контроль» в «обслуживании интересов иностранных государств». В организации «НГ» объяснили, что памятку об особенностях визита в Крым пришлось опубликовать после обращений россиян, которым после посещения полуострова не разрешают въехать в страны Шенгенской зоны и Украину. В Общественной палате (ОП) юристов ОЗПП заподозрили в подрыве конституционного строя.
Во время вчерашнего заседания ОП Путин подверг резкой критике памятку юристов, призывающих россиян осознавать риски путешествия в Крым и соблюдать украинское законодательство.
«Вот это что такое – забота о гражданах России? Это обслуживание интересов иностранных государств в отношении России», – подчеркнул Путин.
Председатель комиссии ОП по развитию общественной дипломатии Елена Сутормина попросила Генпрокуратуру проверить памятку «на предмет наличия признаков посягательства на основы конституционного строя в России». А в органы были направлены материалы для возбуждения уголовного дела за «публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ».
Роскомнадзор, в свою очередь, заблокировал сайт ОЗПП, и хотя вчера уже появились сообщения о его разблокировке, на момент сдачи в печать этого номера «НГ» он был недоступен. В «Общественном контроле» между тем подчеркивают, что им неизвестны ни причина блокировки, ни основания для возможного возбуждения уголовного дела.
Гендиректор ОЗПП Михаил Аншаков объяснил «НГ», что опубликование памятки стало ответом на обращения граждан, которые столкнулись с проблемами после посещения Крыма: «С начала года к нам поступило три десятка обращений от граждан России. После посещения полуострова людям не давали въезжать в страны Шенгенской зоны и Украину. Вызывает многочисленные вопросы юридическая чистота оформленных там сделок с недвижимостью, проблемы с обслуживанием дорогой техники и т.д.».
Находящиеся в Крыму россияне, говорит Аншаков, должны понимать, что находятся в правовом вакууме. Он уверен, что МИД или Ростуризм, в компетенции которых находятся подобные вопросы, информацию о проблемах на полуострове замалчивают. Что же касается фразы об «оккупированном Крыме», которая и вызвала наибольший резонанс, то глава ОЗПП подчеркнул – это являлось лишь трактовкой международного права: «Согласно нашей Конституции, у нас приоритет международного права. А оно, как известно, не признает Крым российским». Причем после изменений в уголовном законодательстве Украины россияне вообще могут быть подвергнуты преследованию за пересечение территории Крыма в обход украинской границы. В крайнем случае они могут быть даже объявлены в международный розыск.
Дело и в том, что узнать о посещении россиянином Крыма сегодня можно элементарно – благодаря развитию информационных систем. «Во-первых, сервисы геолокации, которые широко распространены во всех соцсетях. А сервера этих сервисов находятся известно где, – пояснил Аншаков. – Во-вторых, безналичные банковские платежи. В-третьих, сервисы продажи авиабилетов, доступ к которым общий, а не только у российских авиакомпаний». Автор памятки подчеркивает, что все это властям уже известно – и есть соответствующие негласные инструкции на этот счет. Например, потому в Крым не идут российские банки и крупные компании – боятся санкций.
Другой вопрос, может ли въезд в Крым являться основанием для отказа в визе в Америку или Европу. «НГ» обратилась за разъяснениями в представительство Евросоюза в Москве и посольство США. В пресс-службе европейской дипмиссии «НГ» сказали, что данный вопрос не комментируют, а в посольстве США оперативного ответа на запрос получить не удалось.
Советник министра внутренних дел Украины, депутат Верховной рады Антон Геращенко, в свою очередь, подтвердил «НГ», что в случае визита в Крым через российскую территорию граждане будут считаться нарушителями госграницы Украины.
Эксперты полагают, что едва ли Запад публично объявит о подобных ограничениях для россиян, но напоминают, что в истории есть масса подобных неформальных запретов. Экс-депутат Европарламента, экс-министр иностранных дел Эстонии Кристийна Оюланд сказала «НГ»: несмотря на то что «сам по себе факт оккупации Крыма – грубое нарушение международного права», запрет на въезд в европейские страны на основании посещения полуострова был бы не совсем правильным». Мол, это будет связано с нарушением прав человека: «Это все-таки личные данные передвижения человека по разным маршрутам, я думаю, что в Евросоюзе такое вряд ли сделали бы. Я даже в рамках Евросоюза не слышала о такой мере санкций». На взгляд Оюланд, международным организациям следует продолжать добиваться восстановления территориальной целостности Украины на дипломатическом уровне.
По мнению аналитика варшавского Института общественных проблем Лукаша Венерского, процедура отказа в визах россиянам, посетившим Крым, возможна только в случае официального согласования этой позиции в рамках Евросоюза: «Об этом объявят публично. Я слабо верю, что Польша – или другая страна Шенгенской зоны – будет запрещать въезд рядовым россиянам из-за их визита в Крым, если это пойдет вразрез с общей линией Евросоюза».
Эксперты также говорят, что наказывать авторов инструкции в принципе не за что. Так, депутат Заксобрания Петербурга Александр Кобринский пояснил «НГ», что с юридической точки зрения на сайте ОЗПП «нет никаких публичных призывов в принципе, а инструкция – это исключительно частные, юридические соображения, связанные с описанием возможных последствий поездки в Крым, ни к чему не обязывающие». Призыв же к изменению конституционного строя, по его мнению, выглядит иначе. Кобринский тем не менее подчеркнул, что, несмотря на отсутствие юридических оснований, фактически привлечь авторов памятки могут.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин объясняет столь жесткую реакцию Кремля тем, что удар пришелся по больному месту властей. Общество у нас потребительское, так что и критика со стороны общества по защите прав потребителей, хотя и называющегося иноагентом, – не то же самое, что критика присоединения Крыма со стороны.