Правоохранительные органы иногда взаимодействуют с прессой очень плотно. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Региональные чиновники учатся находить экстремизм в СМИ и Интернете. В регионах сейчас проводятся специальные семинары по выявлению радикальных идей и противодействию им. По данным «НГ», в Госдуме есть планы по дальнейшему регулированию медиасферы. В частности, предлагается создать институт уполномоченного по правам журналистов, а последних периодически направлять на обучение в силовые структуры.
На спецсеминаре для региональных чиновников, прошедшем в Санкт-Петербурге, зампред экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ Роман Силантьев заявил, что в России существует проблема роста числа сочувствующих «Исламскому государству», которое успешно вербует новых членов с помощью хорошо разработанной рекламной кампании через собственные СМИ и ролики в Сети. По его словам, власти необходимо плотное сотрудничество с авторитетными и проверенными духовными лидерами страны.
Закон о СМИ, принятый в начале 90-х годов, за последние несколько лет менялся не слишком значительно. Зато неоднократно ужесточалось остальное законодательство, регулирующее деятельность массмедиа, прежде всего для профилактики пропаганды экстремизма и терроризма. В мае 2015 года президент Владимир Путин подписал закон, увеличивающий размер штрафа за такого рода правонарушение, теперь он достигает миллиона рублей. Однако во властных структурах полагают, что проблема еще не до конца решена.
Как выяснила «НГ», чиновники и законодатели считают, что необходимы дальнейшее совершенствование правовой базы и консолидация усилий всех госорганов. Сейчас в регионах, по информации «НГ», идет усиленная учеба должностных лиц: им даются четкие инструкции по борьбе с экстремизмом в СМИ и Интернете.
Под патронажем региональных подразделений Роскомнадзора проводятся семинары и круглые столы с участием силовиков. На них обсуждаются, например, «принципы организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о межнациональных отношениях и противодействии экстремизму». Участникам приводят типичные нарушения требований федерального законодательства о противодействии экстремизму. Акцент в подобных обсуждениях сделан на проблемах освещения в СМИ межэтнических конфликтов, культурных и религиозных событий.
По итогам работы регионы планируют выработать ряд предложений по повышению эффективности сотрудничества журналистов с властью, правоохранительными органами, диаспорами и направить их в федеральный Центр.
МВД, в свою очередь, объявило социальную акцию, в которой могут участвовать журналисты, блогеры и любые активные интернет-пользователи, им предложено создавать небольшие видеоролики антиэкстремистской и антитеррористической тематики. Однако многие эксперты не уверены, что с помощью такой социальной рекламы можно реально профилактировать радикальные настроения.
Глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев уверен, что проблема распространения экстремизма в СМИ актуальна и по сей день. Хотя, по словам коммуниста, меры наказания давно достигли своего предела: «Нас больше волнуют требования, возникающие в результате проверок прессы на экстремизм. К изданиям цепляются за публикацию картинок, журналистов преследуют за двойной смысл в статьях». В Компартии настаивают, что виновата в этом такая лингвистическая экспертиза, которая редко дает независимую оценку. В КПРФ поэтому сейчас готовят поправку в закон о СМИ, обязывающую Минюст РФ выдавать лицензию соответствующим специалистам: «Сегодня, как известно, к экспертизе можно допустить любого человека, хоть как-то разбирающегося в языковой сфере. Зачастую это играет на руку партии власти, которая таким образом пресекает критику в свой адрес. Нужна серьезная переаттестация этих спецов». Также, по его мнению, необходимо создать институт уполномоченного по защите прав СМИ.
Выявление экстремизма в СМИ становится задачей общегосударственной. Фото PhotoXPress.ru |
«Я готов поддержать создание такого общественного института, – сказал «НГ» глава комитета ГД по делам общественных объединений Ярослав Нилов (ЛДПР). По его словам, позиция партии такова: журналисты могут быть оппозиционными, провластными и нейтральными, но «при этом должен работать принцип корректности и объективности». Именно эти вопросы, по мнению Нилова, и должен курировать уполномоченный по защите прав СМИ. Однако депутат не особо верит в истребление экстремизма в массмедиа, какие бы усилия чиновники ни прикладывали: «Это болезнь XXI века. Призывы к экстремизму продолжатся. Будут появляться механизмы борьбы с ними, в том числе и законодательного формата, но в них всегда найдут лазейки. И сколько бы мы ни давили и ни запрещали, всегда будут появляться разного рода «фейковые» СМИ, дестабилизирующие этот институт».
Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев полагает, что введение законодательных норм – палка о двух концах: «Гораздо тяжелее делать общество более культурным, запрещать же всегда легко. Я поддерживаю многообразие форм свободы слова, а иначе можно ли говорить о демократии? Как журналист может побудить своей публикацией к каким-либо действиям человека, который априори придерживается другого мнения? Считать журналиста экстремистом в корне неправильно, даже если в его статье есть радикальные утверждения или мат, то это нужно допускать».
Замруководителя фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов тоже уверен, что печатные СМИ и ТВ нельзя упрекнуть в распространении экстремизма: «Мало журналистов, которые нарушают закон об экстремизме сознательно или стремятся его нарушить. Другое дело – Интернет. Мы считаем, что если и ужесточать ответственность, то для тех, кто отвечает за онлайн-ресурсы, кто пренебрегает удалением спорных материалов».
Однако Емельянов видит и вину силовиков: «Бывают проколы и у самих журналистов, но чаще преследование в их адрес связано с решением чиновников. Пресса для повышения рейтинга допускает довольно двусмысленные публикации, а чиновники, которые, собственно, сами редко взаимодействуют со СМИ, трактуют их по-своему и обижаются. После чего и начинаются бессмысленные репрессии».
По словам депутата, в каждом регионе нужно создать свой межведомственный Совет по противодействию и профилактике экстремизма, с участием журналистов и правоохранителей: «Теснее надо общаться между собой. Чтобы работники пера понимали озабоченность правоохранительных структур и их трактовку освещаемого прессой события». Для этой же цели депутат предлагает организовать при силовых ведомствах семинары для представителей СМИ, где бы им могли подробно рассказать, что является экстремизмом, а что – нет.