В России будут установлены более жесткие правила для международной деятельности регионов. Большинство внешних договоров субъектов РФ будут утверждаться правительством. Президент своим указом возложит функции координатора на Минэкономразвития. Эксперты указывают, что это реакция на экономические трудности и сложную внешнеполитическую ситуацию.
30 июня в Госдуме должно пройти третье чтение законопроекта о новом порядке координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. Изначально этот правительственный документ предполагал, что в стране будет введена единообразная процедура внутрироссийского согласования внешней деятельности регионов.
Вместо ведомственных виз планировалось ввести механизм своего рода предварительной ратификации кабинетом министров любого регионального намерения выйти на международную арену. Называться он будет так: «государственная регистрация соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами госвласти субъекта РФ».
Вообще-то в нижней палате этот законопроект находится уже более полутора лет, но только в последний месяц над ним пошла активная работа. И главное, что теперь в нем изменено, – это компетенция уполномоченного органа исполнительной власти. Если раньше предполагалось, что его правительство определит самостоятельно, то в окончательном виде сформулировано, что это сделает президент Владимир Путин. Кстати, проект соответствующего указа Минюстом уже подготовлен. На официальном интернет-портале для обсуждения нормативных актов можно прочитать, что координатором всей международной деятельности российских регионов станет Минэкономразвития.
Именно ведомство Алексея Улюкаева будет получать от субъектов РФ предварительные документы, направлять их в МИД, Минюст и по необходимости в любые другие федеральные структуры для согласования, и оно же станет представлять уже отработанные бумаги на утверждение кабинета министров. Правила рассмотрения последним представленных проектов любых соглашений, которые региональные власти хотят заключить с каким-либо зарубежным субъектом, тоже уже прописаны. Быстрота, с которой составлены так называемые подзаконные акты, говорит о том, что внимание данному закону уделяется серьезное.
Эксперты объяснили, что вообще-то единый подход к выходу регионов во внешний мир федеральному Центру надо было бы выработать уже давно. Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает такую инициативу рациональной. По его мнению, она прежде всего связана с нежеланием Москвы платить по неудачным с финансовой точки зрения региональным договорам. Впрочем, он отметил, что губернаторы уже давно в этом деле стали более осторожными и без разрешения федеральных властей ничего не заключают. Однако, по его словам, «из-за обострения международной ситуации данный вопрос стал более политически важным». Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил: «Региональное начальство слишком падко на различные вроде бы соблазнительные договоры, через которые в Россию могут проникнуть элементы дестабилизации». Однако он считает, что новый закон создан вовсе не в качестве упрека регионалам и тем более не из-за подозрений в том, что они могут потворствовать какой-то подрывной деятельности из-за рубежа. «Просто у федерального Центра есть больше возможностей отследить результаты того или иного соглашения – ведь у регионов нет своей разведки и контрразведки», – подчеркнул эксперт.