Фото Reuters
Бывают события, истинный смысл которых открывается только спустя некоторое время. И не только потому, что «лицом к лицу лица не увидать». Но потому еще, что в момент его свершения даже самим его участникам и очевидцам не могло быть понятно, что оно будет означать уже в не очень далеком будущем. Одно из таких событий в нашей истории – принятие Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990-го «Декларации о государственном суверенитете».
25 лет назад слово «суверенитет» звучало вызывающе дерзко: с одной стороны, оно явно как слово иностранное требовало доступного русского перевода, например, как «независимость». А с другой стороны, было понятно, что такой доступный перевод чреват последствиями для судьбы того мегагосударства, в составе которого находилась тогдашняя РСФСР. Вскоре эта «трудность перевода» разрешилась сама собой, и после распада СССР перед нами стоит постоянно возобновляющаяся задача – наполнять реальным смыслом провозглашенный однажды российский «суверенитет». Показывать самим себе и остальному миру, от кого, в чем и каким образом мы действительно независимы.
Каждый из нас и все мы как граждане России так или иначе вносим свой вклад в решение этой задачи. В этом смысле нам нечего делить, и мы, конечно же, «сочтемся славою», как говорится, «жила бы страна родная». Но в то же время сама дата 12 июня напоминает еще об одном событии, смысл которого его участники очень хорошо понимали с самого начала. В 2013 году именно в этот день было учреждено общероссийское общественное движение «Народный фронт «За Россию», в сокращении Общероссийский народный фронт. Но учреждался он не на пустом месте. Дело в том, что еще за два года до учредительного съезда ОНФ, созданный по предложению Владимира Путина, начал кропотливую ежедневную работу по созданию социально-психологической инфраструктуры внешнеполитического суверенитета, которая прошла решающий тест в дни воссоединения с Россией Крыма и Севастополя.
Было понятно сразу и тем более очевидно теперь, что решение по Крыму и Севастополю окажется критической точкой и поворотным моментом в современной истории России и мира. Оно резко поменяло (на самом деле, отменило) тот предложенный нам Западом инерционный сценарий, в рамках которого Россия, формально являясь юридической правопреемницей СССР как глобальной сверхдержавы, реально политически опускалась бы до уровня «региональной державы» с последующим удушением ее в кольце цветных революций ближнего зарубежья. Это был тот момент, когда заявленная нами еще 10 лет назад «суверенизация» нашей демократии, как альтернатива американскому проекту «демократизации» нашего суверенитета, должна была прозвучать в полный голос.
И она прозвучала. В значительной степени потому, что у принимавшего судьбоносное решение российского президента была опора не только на властные институты консолидированной политической системы, на правящую партию, но и на общенародный «крымский консенсус». Который возник спонтанно, но в том числе и потому, что этому способствовала обществом востребованная деятельность ОНФ.
Первые активисты «фронта» зарекомендовали себя уже в новоизбранной Госдуме, кадрово обновив практически треть фракции «Единой России». А после избрания Владимира Путина на третий президентский срок и публикации знаменитых майских указов, воплотивших его предвыборную программу в виде комплексной стратегии национального развития, именно «фронтовики» взяли на себя миссию контроля их добросовестного и в срок исполнения. Миссию, от успешного выполнения которой зависит судьба нашего суверенитета и, следовательно, самой России.
Переводя это пафосное утверждение на простой прагматический язык, нужно сказать вот что. Во-первых, содержание путинских майских указов таково, что только их (пусть и несколько отложенное по сроку из-за санкционного давления) 100-процентное исполнение гарантирует России действительно суверенное будущее. Существенная трансформация нынешней экспортно-сырьевой экономической модели, сопровождаемая (а лучше сказать, обеспечиваемая) качественно иным уровнем государственного и муниципального управления, безальтернативна. И в узко экономическом, и широко геополитическом смыслах.
Без диверсифицированной экономики, способной генерировать рост ВВП за счет продукции высокого передела и стойкой как в отношении конъюнктуры сырьевых цен, так и политически мотивированных экономических санкций, Россия утратит внутриполитическую консолидацию и внешнеполитическую конкурентоспособность. Ядерный потенциал как ultima ratio работает в режиме «угроза сильнее ее исполнения». Он сдерживает от посягательств извне, но сам требует поддержки изнутри – наличия тех самых образовательных, научно-технических, производственно-технологических и ресурсно-трудовых инновационных инфраструктур, создание которых предусмотрено в майских указах и конкретизировано в принятых правительством «дорожных картах» их реализации.
Масштаб и сложность поставленных задач таковы, что контрольные органы самих властных структур даже при абсолютно идеальном их функционировании не в состоянии охватить весь этот гигантский фронт работ. А вот такая общественная сила, как ОНФ с Центральным штабом, с разветвленной сетью региональных организаций, привлекающих к «контрольным работам» тысячи и тысячи гражданских активистов, вполне, как показывает опыт, в этом отношении дееспособна. И в сферу ее аргументированной критики попадает любой представитель властной вертикали – от федерального министра до муниципального начальника.
И в этой критической функции ОНФ просматривается, во-вторых, российская версия общедемократического принципа деволюции власти, которая может быть обозначена как неполитическая форма общественно-государственного партнерства. Да, лидером ОНФ является президент России Владимир Путин – политик № 1 даже по мировому рейтингу. Но в своей речи на учредительном съезде ОНФ 12 июня 2013 года он недвусмысленно подчеркнул: «Нас скрепляют ценности, которые выше политических пристрастий, групповых интересов и, разумеется, выше личных амбиций. Это свобода и справедливость, права и достоинство человека, гражданская солидарность, любовь к своей стране».
Установка лидера ОНФ на политическую беспристрастность принципиальна. Она означает, что созданный в День России Общероссийской народный фронт – это интегральная сила, которая в первую очередь и главным образом «за». За Россию, которую мы созидаем, за суверенитет которой нам есть чем постоять, за наше единение вопреки всему, что нас старается разъединить. И за то, чтобы День России стал для каждого праздником, который «всегда с тобой».