Руслан Гринберг надеется, что традиции Института экономики РАН сохранятся и при новом руководстве. Фото PhotoXPress.ru
Несмотря на то что в комментариях в течение всего вчерашнего дня пока еще директор Института экономики РАН Руслан Гринберг подтверждал, что сам принял решение о своей отставке, остаются сомнения в добровольности его ухода с должности.
«НГ» было известно, что за день до того, 9 июня, в Институте экономики проводился ученый совет. Об этом сказал сам Гринберг, с которым корреспондент газеты договаривался об интервью, не подозревая, какой непростой выбор предстоит сделать собеседнику «НГ». Руслан Семенович не мог назначить точное время для интервью, пояснив лишь, что «в 15.00 начнется заседание ученого совета, и это будет очень тяжелый и трудный разговор». А уже ближе к ночи в телефонном разговоре Гринберг сообщил «НГ», что принял решение уйти из директорства институтом. «У меня скоро заканчивается второй срок руководства институтом, и если я везде говорю о принципах демократического управления, то что же лицемерить, изо всех сил цепляясь за свою должность?!» Он также добавил, что надеется остаться в институте научным руководителем, так же как Евгений Ясин в ВШЭ. Позже примерно этот же текст Руслан Гринберг повторил в беседе с корреспондентом издательского дома «КоммерсантЪ».
Теперь известно, что Гринберг анонсировал свою предстоящую отставку. Он остается руководителем Института экономики до выборов нового директора, которые, по его же словам, должны состояться ближе к осени, но не позже ноября. Напомним, что Руслан Гринберг возглавил Институт экономики РАН, в 2005 году объединенный в одно целое с Институтом международных экономических и политических исследований (ИМЭПИ) РАН, где работал начиная с 1981 года, а на протяжении двух последних лет – с 2003 по 2005-й – был директором ИМЭПИ.
«События неординарные», – признается Гринберг, комментируя и свой добровольный уход с директорской должности, и предстоящие выборы. Согласно новым правилам реформирования РАН, избрание нового руководителя Института экономики пройдет под патронатом Федерального агентства научных организаций (ФАНО). Скорее всего именно эта структура, которая прежде настаивала на своем «сугубо техническом» статусе, определит и дату предстоящих выборов, и, может быть, даже назовет имя преемника Гринберга. Правда, действующий директор уже сказал, кого бы он хотел видеть в своем кресле: «Вчера на совете мы выдвинули кандидатуру доктора экономических наук Михаила Головнина. Ему 37 лет, он молодой и талантливый, практически сын нашего института и, надеюсь, продолжит наши традиции. Мы уже послали в ФАНО обращение о том, чтобы Головнин временно, до осенних выборов, исполнял обязанности директора. И как только ФАНО утвердит его кандидатуру, я уйду». Впрочем, Гринберг не исключает и такого варианта, что могут быть и иные кандидаты, выдвинутые извне института.
«Но мы надеемся, что наш победит», – сказал «НГ» Гринберг, и в этой фразе члена-корреспондента РАН слышится непроизвольный намек-вероятность на то, что на выборах могут быть выдвинуты и «не наши» креатуры.
Что же касается сомнений в добровольности ухода Гринберга (хотя сам он, подчеркнем, все эти подозрения в разговоре с корреспондентом «НГ» отмел, настаивая на версии «два срока отработал, и пора освобождать место другим, более молодым»), стоит напомнить, что он никак не вписывался в число сторонников оптимистических сценариев экономического развития России на ближайшие годы. «Россия сегодня находится в том состоянии, когда эйфория от присоединения Крыма закончится и настанет отрезвление. Цены начнут повышаться, но, пожалуй, не это главное…», «...страна потеряла шансы на интеграцию в рамках постсоветского пространства. Мы получили Крым, но потеряли Украину», «…установка на формирование так называемого русского мира терпит крах. Плюс к этому в обществе наблюдается усталость от таких слов, как «демократия» и «рынок». Они становятся ругательными…», «Россия сегодня действительно нуждается во второй перестройке», – подобные комментарии руководителя одного из ведущих экономических институтов страны не могли не раздражать власть, которая перманентно уверяет в благополучном будущем для России, несмотря на экономический кризис, западные санкции и отсутствие каких-либо явных успехов в широко разрекламированной кампании импортозамещения.