Алексей Навальный с митинга в Костроме едет в Калугу, где к оппозиции относятся строго. Фото с сайта www.semnasem.ru
В середине июня вступят в силу поправки в избирательное законодательство Калужской области, где за места в Заксобрании решили бороться и демократическая коалиция на базе РПР–ПАРНАС, и другие либеральные партии. Но доступ к выборам им оказался ужесточен. Если ранее облизбирком мог проверять лишь каждую пятую подпись из тех, что собираются для регистрации партсписков, то теперь по закону он сможет исследовать даже все 100%. Эксперты считают, что речь идет о подготовке почвы для отказа оппозиции в праве на участие в выборах.
Принятие данного законопроекта региональным парламентом в начале июня прошло в экстренном режиме, что позволило оппонентам власти тут же обвинить администрацию губернатора в нежелании провести конкурентную избирательную кампанию. Любопытно, что документ был принят 5 июня – и сразу же опубликован на сайте Заксобрания, считающемся официальным СМИ. Поправки должны вступить в силу через 10 дней со дня опубликования, то есть 15 июня.
Официально же назначить дату выборов региональный парламент обязан не позднее чем за 90 дней до единого дня голосования, который в этом году выпадает на 13 сентября. Таким образом, самый последний для этого срок – это 14 июня, когда калужские депутаты и собираются на внеочередное заседание. Однако тогда получается, что принятые 5 июня поправки уже не успеют к началу кампании, а следовательно, все выборные процедуры должны опираться на закон в прежней редакции. То есть облизбиркому можно будет проверять всего 20% подписей.
По информации «НГ», рассматриваются два варианта выхода из сложившейся для калужских властей неприятной ситуации. Первый – принять решение о старте кампании 14 июня, а опубликовать его на два дня позже. По словам собеседника «НГ» в обладминистрации, это позволит формально соблюсти закон. Второй вариант гораздо интереснее: сессия калужского парламента будет сорвана из-за отсутствия кворума. Тогда по закону облизбирком обязан самостоятельно назначить выборы, но вся прелесть в том, что сделать это он уже может не позднее 80 дней до 13 сентября, то есть 24 июня. Понятно, что к тому времени поправки в законодательство уже благополучно вступят в силу.
Как сказал «НГ» экс-депутат Заксобрания Калужской области Сергей Фадеев, по его сведениям, «вопрос уже решен на уровне губернатора»: депутатам, похоже, дано указание заседание 14 июня проигнорировать. «Точно знаю, что облизбиркому уже поручили готовить документы о назначении даты выборов его решением, – говорит Фадеев. – Хотя, может, что-то и поменяется после того, как тему засветили». Депутат Вячеслав Горбатин вчера уже обратился к прокурору Калужской области Александру Гулягину с просьбой «защитить интересы избирателей», проведя проверку информации о возможном срыве назначения даты выборов народными избранниками.
В калужском облизбиркоме оперативного ответа на запрос «НГ» на момент сдачи этого номера в печать получить не удалось. Однако собеседники «НГ» в администрации подчеркнули, что решать вопрос о том, сколько подписей проверять, все равно будет именно избирком: «Решение будет принято в течение семи дней, порог может быть любым – 20, 50, 100%». По данным «НГ», рабочая группа, которая будет оценивать подписи, уже сформирована, «там есть различные эксперты из разных ведомств».
Напомним, что демократическая коалиция планирует участвовать в выборах не только в Калужской, но и в Новосибирской и Костромской областях. Однако такого серьезного противодействия, как в Калуге, где сегодня, кстати, пройдет оппозиционный митинг, в этих регионах нет, пояснил «НГ» один из лидеров демкоалиции Илья Яшин. По поводу же первого региона он пояснил: «Это указывает на то, что власти боятся нашего партсписка и могут попытаться его снять, для нас это дополнительный стимул, чтобы подписи были собраны идеальные». Эксперты связывают региональную разницу в подходах к оппозиции с тем фактом, что в Новосибирске и Костроме губернаторы относительно новые, а вот калужский руководитель Анатолий Артамонов находится у власти уже 15 лет – и совершенно разлюбил конкурентные выборы. Заметим, что вместе с Заксобранием в этом субъекте РФ переизбирается и губернатор.
Глава костромского избирательного штаба демкоалиции Андрей Пивоваров в беседе с «НГ» подчеркнул, что здесь власти портят ей жизнь по мелочам – согласовывают малолюдные места для пикетов и создают различные административные трудности, но порога проверки подписей все же не увеличили. Участник праймериз демкоалиции в Новосибирске Андрей Гладченко сказал «НГ», что в этом регионе админресурсом противодействуют в основном агитации демократов: «Мы не можем даже сунуться на ТВ, а разместить нашу рекламу согласилась лишь одна радиостанция. С трудом находим и распространителей печатной продукции – все отказываются».
Адвокат Партии прогресса Дмитрий Крайнев отметил, что в Калуге реально один из наиболее жестких региональных избирательных законов. По его данным, коалиция уже опубликовала стандарты сбора подписей: «У нас будет и графолог работать, а также будет проверка не только по базе ФМС, но по всем доступным базам, поэтому любое заявление, что по нашим подписям что-то не так, не будет соответствовать действительности».
Он отметил, что у подписей будет достаточно жесткий отбор: «Мы закладываем 50% отсева уже из собранных и качественных проверенных подписей». По его словам, в Калужской области для того, чтобы 4500 подписей сдать, нужно принести не менее 6500, «которые будут идеальны и из которых потом еще придется выбирать». По его мнению, если посмотреть, каким образом Калуга готовится к выборам, то «хорошо видна неуверенность властей в своих рейтингах».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев убежден, что происходящее свидетельствует о подготовке к отказу демкоалиции в регистрации. Эксперт подчеркнул, что вопрос только в том, была ли эта инициатива согласована с администрацией президента: «Видимо, руководство области предпочло полчаса позора и упреки в проведении неконкурентных выборов попаданию в Заксобрание оппозиционной партии».
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ», что в Калуге могут не допустить оппозицию к выборам – на всякий случай: «Дело в том, что власть в регионах сама стала определять, кто у нее будет в оппозиции и какие это будут не только партии, но и конкретные фигуры». Прохождение, скажем, даже одного заметного политика уже является риском для власти.