Минюст предложил усилить влияние губернаторов на глав муниципалитетов через расширение списка тех финансовых нарушений, за которые мэры и сити-менеджеры могут быть отправлены в отставку. Главное правовое ведомство страны уверено, что это улучшит отношения между региональными и местными властями.
Сейчас механизм ответственности за нецелевое использование бюджетных средств имеет, как и вся власть, вертикальную конструкцию. Например, президент может отправить в отставку главу региона с формулировкой «об утрате доверия», а правительство – назначить в экономически кризисном субъекте РФ временную финансовую администрацию. Соответственно и губернаторы имеют примерно такие же полномочия в отношении руководителей муниципальных образований.
Как указано в законе об общих принципах организации местного самоуправления, главы муниципалитетов и сити-менеджеры отрешаются от должности в том числе и за «нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда». Однако Минюст теперь предложил расширить для них перечень грозящих неминуемой отставкой нарушений финансовой дисциплины.
Ведомство Александра Коновалова вынесло свою инициативу на общественную дискуссию через официальный интернет-портал для обсуждения проектов нормативных актов. В ней планируется заменить конкретное слово «расходование» на более абстрактное «использование». Кроме того, речь в законопроекте Минюста идет не только о целевых межбюджетных трансфертах, но и кредитах, которые муниципалы получают из региональных бюджетов. Более того, в отставку главы местных органов власти могут вылететь даже за то, что они нарушили условия предоставления им всех этих ассигнований.
Что означают все эти туманные термины, Минюст не разъясняет – даже в пояснительной записке к своему законопроекту. Хорошо, впрочем, хотя бы уже и то, что норму об обязательности судебного подтверждения любых финансовых прегрешений из действующего закона убрать все-таки не предлагается. Впрочем, наличие в российской государственной системе этого предохранительного клапана властям добиваться своего обычно не мешает.
Стоит отметить, что данная инициатива Минюста полностью лежит в нынешней логике преобразований внутригосударственного устройства страны. Ведь уже несколько лет под разговоры о необходимости ее децентрализации происходит отказ от прежнего тренда по накачиванию местной власти полномочиями вместе с соответствующими финансами. Тенденция последнего времени состоит как раз в том, чтобы значимые для народа госфункции осуществлялись на региональном уровне, что, конечно, еще больше обострило конфликты по линии «губернатор региона – мэры городов». Недаром, кстати, было принято решение о повсеместной отмене прямых выборов местных глав.
Минюст в пояснительной записке указал, что его инициатива «будет способствовать снятию напряженности в отношениях между субъектами РФ и муниципальными образованиями». Судя по всему, имеется в виду, что теперь, например, при замене давно находящегося у руля губернатора на нового последнему не придется годами выкорчевывать представителей прежней правящей группировки из районов, городов и поселков своего субъекта РФ.