Фото Reuters
Минэкономразвития предлагает поправить закон о некоммерческих организациях (НКО) для того, чтобы государство могло помогать их социально ориентированной части. Для них будет разрешено создавать так называемую инфраструктуру поддержки. Компании, в том числе и коммерческие, смогут получать бюджетные деньги исключительно за то, что они обеспечивают деятельность этих самых социально ориентированных НКО.
О выделении социально ориентированных НКО в отдельную группу с предоставлением особых льгот говорил и президент Владимир Путин, и секретарь Общественной палаты (ОП) Александр Бречалов. Социальные НКО, получающие поддержку от государства, власть рассматривает как здоровую альтернативу НКО правозащитным и политическим.
Мол, вот образец того, чем нужно заниматься и как правильно нужно вести дела. Таким образом, нынешняя инициатива Минэкономразвития относится к мерам по реализации президентских майских указов.
В Минэкономразвития отмечают, что, согласно действующим законам, для решения тех или иных вопросов социальным НКО можно создавать инфраструктуру поддержки. Однако никаких разъяснений, что это за такая интересная инфраструктура, в законодательстве нет. В пояснительной записке указывается, что в ряде субъектов РФ и муниципалитетов информационная, консультационная и методическая поддержка таких НКО, содействие в привлечении добровольцев или, скажем, предоставление помещений различным НКО осуществляется не органами власти, а созданными ими специализированными структурами типа «домов общественных организаций» и т.д.
Вот этой инфраструктуре Минэкономразвития и предлагает наконец дать четкое определение. Это будет «система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения госнужд», в ходе исполнения федеральных, региональных и муниципальных программ поддержки социально ориентированных НКО.
Стоит отметить, что в первую очередь, конечно, обращает на себя внимание контекст, на фоне которого появилась министерская инициатива по помощи социальным НКО. Напомним, что на прошлой неделе Минюст включил в список иностранных агентов фонды «Династия» Дмитрия Зимина и «Либеральная миссия» Евгения Ясина. Эти НКО и не скрывали, что одна из них раздает, а другая – получает деньги, идущие с иностранных счетов, но имеющие российское происхождение. И вот теперь получается, что пока гражданское общество негодует по поводу непрозрачных действий Минюста, еще одно ведомство проталкивает опять сомнительную с точки зрения прозрачности инициативу.
Основное внимание в ней стоит обратить на ту самую пресловутую «инфраструктуру поддержки», которая будет получать средства из бюджетов на коммерческую деятельность. Вполне возможно, что это такая не совсем продуманная попытка дать бизнесу посыл, что, мол, заниматься поддержкой социальных НКО скоро будет выгодно. Однако с учетом серьезной коррумпированности нашей властной вертикали на ум приходит аналогия с одной скандальной историей из прошлого, когда руководитель фонда Hermitage Capital Уильям Браудер – работодатель погибшего в СИЗО юриста Сергея Магнитского – был обвинен в России в уклонении от уплаты налогов. Делал он это, как утверждают правоохранители, так: открыл две компании, владеющие 51% акций друг друга (49% оставалось на кипрских бенефициаров) и скупал через них акции других компаний, в том числе и «Газпрома». А чтобы не платить положенного, набрал в компании инвалидов – и вместо 35% отчислял в казну лишь 5%.
Случай Браудера, естественно, не единичный. Брать инвалидов в фиктивные компании, даже не задействовав их в работе, – это своеобразная бизнес-мода. Теперь же власти говорят, что выгодно станет поддерживать социальные НКО. Любопытно, что требования к компаниям, занимающимся их поддержкой, будут «устанавливаться уполномоченным правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления». Таким образом, вполне вероятна такая ситуация, когда социально ориентированные НКО станут лишь ширмой для тех, кто будет допущен к разделу бюджетов. И вряд ли это будет содействовать исполнению поручений президента, направленных на повышение популярности таких структур у людей и передачу им в среднесрочной перспективе значительной части государственных полномочий по проведению социальной политики.