Медиатехнологии играют важную роль в формировании рейтинга президента. Фото с сайта www.kremlin.ru
Деятельность Владимира Путина одобряют 86% россиян. Эти данные привел Левада-Центр по итогам майского исследования. Высокий рейтинг президента стал уже стабильным. Эксперты уверены, что он обусловлен и нынешней внешнеполитической линией, и рядом акций внутри страны вроде Парада 9 мая. Критика же традиционно направляется в адрес правительства.
Недовольных работой президента всего-то 13%. Следующий же за ним по положительному восприятию политик – это министр обороны Сергей Шойгу (29%), далее идет премьер-министр Дмитрий Медведев (21%), глава МИД РФ Сергей Лавров (14%) и уже приблизившийся к нему вплотную лидер ЛДПР Владимир Жириновский (13%).
Майский опрос Левада-Центра проводился в 134 населенных пунктах 46 регионов страны, участвовали в нем, как обычно, 1600 человек. Указанная статистическая погрешность – не более 3,4%. Многие, впрочем, с этим процентом ни в коем случае не соглашаются, а следовательно, подвергают сомнению путинскую цифру. Как отметил социолог Алексей Левинсон, стоит столь высокому рейтингу стать обыденностью, как люди сразу же начинают объявлять, что, мол, они этого не приемлют. Однако у 86% вообще-то есть целых два объяснения. Первое заключается в «негативной солидарности в ненависти к Америке», а второе – в одобрении крымской кампании.
По словам председателя правления Центра политических технологий Бориса Макаренко, доверие к Путину у россиян всегда было высоким, хотя и снижалось вплоть до начала 2014 года. Сегодня же, полагает он, явно продолжает «действовать эффект Крыма». Однако если сначала у него были созидательные свойства, то теперь они сменились феноменом «осажденной крепости». Да и антизападные настроения традиционно велики: «Россияне считают, что все против нас и страна в опасности, а в такое время надо сплачиваться вокруг вождя. Этот эффект никуда не ушел».
Другими словами, перед нами все те же консолидация под внешним давлением и отсутствие альтернативного лидера. Причем на эти факторы как-то вовсе не действует та ситуация, когда те же опросы показывают, что граждане РФ не очень-то довольны социально-экономической ситуацией в стране. Однако замгендиректора Левада-Центра Алексей Гражданкин пояснил «НГ»: «Пока что последствия кризиса не переживаются в полной степени. Да и ответственность за кризисные явления в экономике традиционно лежат не на президенте, а на правительстве или каких-нибудь других инстанциях».
С этим согласен и Макаренко, по словам которого «Путину всегда очень частично адресовалась ответственность за конкретные управленческие решения – и когда он был президентом, и когда он был премьером». В первую очередь, подчеркнул политолог, Путин воспринимается как «вождь национального единства». Но если «тяготы и издержки будут продолжаться, не исключено, что это отразится и на рейтинге доверия».
Гражданкин, наоборот, считает, что президент у нас по традиции «защищен от критики». Он также напомнил, что «самым ярким событием последних лет» было 9 мая. 70-летие Победы, по его словам, было отмечено с невиданным размахом, чего стоит только марш «Бессмертного полка», в котором, кстати, поучаствовал и сам Путин. Все эти политические факторы и обстоятельства, отмечает замгендиректора Левада-Центра, и ведут к консолидации и высокому рейтингу Путина. Причем социолог сказал, что, «похоже, он достиг потолка – уже долгое время одобрение держится на уровне 85–86%, и выше подняться вряд ли сможет».
А любые претензии, если они у народа и возникают в связи с непростой экономической ситуацией, будут адресованы правительству, пояснил Гражданкин: «Мы замечаем, кстати, и легкий негативный тренд в отношении к министрам». Уровень доверия к кабинету хотя и высокий (довольны 59% респондентов, недовольны – 40%), но он не так устойчив, как у главы государства, и подвержен колебаниям. Однако сейчас, подчеркнул социолог, как раз начали отыгрываться его позиции, пошатнувшиеся в январе этого года, «когда к людям пришла нервозность». Так что общее впечатление у респондентов, делает вывод эксперт, сегодня уже не критический момент. То есть, пояснил Гражданкин, экономические проблемы «закамуфлированы и прикрыты политическими событиями»: тем же 9 мая, локализацией конфликта на юго-востоке Украины и т.п.
Согласно опросу, среди тех политиков, которым россияне больше всего не доверяют, на первом месте почему-то стоит Ксения Собчак. Возможно, политической деятельностью она и занимается, но вот назвать ее политиком в полной мере вряд ли возможно. Скорее у нее чисто медийный политический образ. И в таком случае получается, что влияние ТВ на результаты подобных опросов неизмеримо велико.
Пропаганда действительно работает и на высокий рейтинг Путина, и на антирейтинг Собчак, уверен Макаренко. При этом эксперт отметил, что в доверии президенту «очень немного оценки реальной эффективности действия российской исполнительной власти». «Ну, разумеется, понятно, что мы имеем дело с некоторым подобием театра, и оценки эти прикладываются не столько к человеку, сколько к исполнению им роли президента, – ответил, в свою очередь, на этот вопрос Гражданкин. – Играют ведь не только короля, но и президента: сценарий хороший, роль хорошая, достойный исполнитель». Фактор Собчак, перегнавшей Владимира Жириновского, он объясняет событиями 2011 года. То движение рассерженных горожан, которое тогда зародилось, раскрутило Собчак как одного из своих лидеров и это же движение сегодня «окончательно дискредитировано», отчего у нее и имеется исключительно антирейтинг. Да и вообще, пояснил социолог, «женщин в политике у нас плохо воспринимают», наши соотечественники настроены консервативно.
Потому и неудивительно, по его словам, что «консервативно-патриархальные представления, составляющие основу мировоззрения основной массы россиян – и особенно путинского электората, – оказывают такое влияние на рейтинги и представления о политическом ландшафте». Причем люди вовсе не воспринимают превалирование медийной составляющей как театр, то есть негативно: «Как в 96-м голосовали сердцем, так и сейчас голосуют – они верят». Для нашего общества «свойственно приписывать достоинства и заслуги главному исполнителю». Как сказал «НГ» Гражданкин, не вина либералов 90-х в том, что стоимость барреля нефти была ниже 40 долл., «и не заслуга Владимира Путина, что она выросла за 100 долл.». С другой стороны, все негативные обстоятельства, последовавшие за этим, приписываются либералам, а позитивные – Путину.
А вот если спросить респондентов про конкретные направления действий всей федеральной власти, то, убежден Макаренко, высокие оценки заслужит в первую очередь внешнеполитическая линия. Защита национальных интересов, другими словами, куда важнее в глазах россиян, чем экономическая или социальная политика, которые, уверен политолог, заслужили бы оценку куда как ниже.