Обещание ввести налоговые льготы социальным НКО президент дал полгода назад. Фото с официального сайта президента РФ
Вчера Конституционный суд (КС) определил, что не считаются иностранными агентами некоммерческие организации (НКО), которые отказались от зарубежных денег. Критика со всех сторон в адрес закона об НКО усиливается. По данным «НГ», в Кремле решили ускорить его модернизацию – выработать четкое понятие социально ориентированных и общественно-полезных НКО, а остальных условно считать политическими, никак их конкретно не определяя.
Решение КС вынес вчера по жалобе ассоциации наблюдателей за выборами «Голос», ради которой, как утверждают некоторые эксперты, в основном и вводился институт иностранных агентов.
Напомним, что ассоциация «Голос» имеет на руках судебное решение о некорректности ее занесения в спецреестр – ведь заграничных денег, ей предложенных, она не взяла. Однако Минюст ее вычеркнул под тем предлогом, что не было механизма прекращения статуса иноагентов.
КС же еще раз подтвердил вчера, что «Голосу» присваивать этот статус было нельзя, даже несмотря на то, что средства из-за рубежа поступили на счета организации. Проверка этот факт установила, а вот операцию по возврату денег – нет. Впрочем, «Голос» остается в реестре, несмотря даже на то, что теперь в законе об НКО присутствуют нормы о выходе из «черного списка».
Некоторые НКО уже решили ими воспользоваться. Однако Минюст их опередил, объявив, что сам сокращает спецреестр на три позиции. Эти НКО закрылись, так как не смогли обеспечить себе финансового импортозамещения. И вот вчера министр юстиции Александр Коновалов сообщил: «На сегодняшний момент, если я не ошибаюсь, у нас есть уже четыре обращения. Они будут рассматриваться в соответствии с законом». Кто подал заявления о выходе, глава Минюста уточнять не стал.
Как можно было понять из вчерашних слов Коновалова, о фонде «Династия» речи пока не идет. Хотя он, правда, не исключил, что тоже может требовать своего исключения – например, если получит соответствующее решение суда, вероятность которого глава Минюста, по сути дела, прямо подтвердил. При этом, по словам министра, «мы не видим угрозы для правосубъектности этой организации», так что, по его мнению, всем лучше успокоиться. Напомним, кстати, что в интервью газете «Коммерсантъ» Коновалов заявил, что в России давления на НКО нет.
Глава СПЧ Михаил Федотов с этим категорически не согласился. «Однако я согласен с тем, что развитие законодательства об НКО шло в разных направлениях, а не только в направлении ужесточения. Безусловно, я считаю, что закон об иностранных агентах – не самое удачное изобретение нашего законодателя: практика его применения показала, что он очень далек от идеи, которая в него была заложена изначально, – отделить сферу политической борьбы от влияния иностранного финансирования», – заявил Федотов. Таким образом, он точно выразил суть тех проблем, которые проявились после внедрения в закон об НКО института иноагентов.
А заключается она в том, что «на сегодняшний день под действие закона об иностранных агентах подпали и благотворительные фонды, и экологические организации, и правозащитники, то есть все те, кто далек от политической борьбы». Даже участие в СПЧ и общественных наблюдательных комиссиях Минюст признает политдеятельностью и на этом основании включает НКО в реестр иноагентов, констатировал глава СПЧ. Положительные же новации заключались в том, что все-таки было выработано понятие социально ориентированных НКО. Сейчас для них готовится пакет налоговых льгот, разрабатываемый в соответствии с президентским поручением, которое он сделал после общероссийского форума «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития», прошедшего в середине января.
По информации «НГ» из источников, близких к Кремлю, именно на этом основании готовится коренное обновление закона об НКО – дескать, раз речь идет о налогах, должно быть жесткое отделение тех, кому льготы могут предоставляться, от тех, кто на них претендовать не сможет. Это заставляет дать социально ориентированным НКО четкое определение, которое удовлетворит Минфин и Федеральную налоговую службу. Одновременно, по данным «НГ», в законе появится градация для еще одной категории НКО – предварительно они могут называться общественно-полезными. Для них льготы тоже могут быть введены, но, возможно, в меньшем объеме.
«Таким образом, методом ограничения будут выявлены НКО, которые ни в первую, ни во вторую часть не попадают, вот они и будут условно считаться политическими», – пояснил источник.
Напомним: на том, чтобы дать ясное описание тому, что такое политическая НКО, недавно настаивал секретарь Общественной палаты РФ Александр Бречалов. Однако, по сведениям «НГ», от этого решено отказаться как раз по политическим причинам. Стоит заметить, что сейчас в законе политдеятельность НКО описана расплывчато: «НКО признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях». И хотя наука, культура, искусство, благотворительность, экология, физкультура и еще десяток сфер деятельности указаны как неполитические, на практике многие такие НКО подвергались проверкам в поисках у них зарубежных денег.
Теперь стало понятно, что власти не просто не собираются отказываться от этих размытых критериев, они вообще хотят оставить политическую деятельность, а значит, и потенциальных кандидатов в иноагенты без каких-либо определений. Ущербность такого подхода, впрочем, заметна слишком хорошо: если можно точно написать, что такое социально ориентированное и даже общественно-полезное НКО, то почему нельзя указать четко и политические признаки в их деятельности?