Российским предпринимателям соглашаться на контролируемые правоохранителями взятки особой выгоды нет. Кадр новостного сюжета Первого канала
В Госдуму внесено предложение изменить норму Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), которая мешает предпринимателям сообщать в полицию о вымогаемых у них чиновниками деньгах. Как выяснили депутаты, в России уже четыре года существует такая ситуация: бизнесмен, сотрудничающий с правоохранителями, освобождается от уголовной ответственности, но с его компании штраф за попытку дачи взятки все равно взимается.
В мае 2011 года в России заработал закон об огромных штрафах для взяточников, причем как для тех, кто берет, так и тех, кто дает, а еще и в отношении тех, кто посредничает. Это была последняя волна модернизации Уголовного кодекса (УК), которыми отличился президентский срок Дмитрия Медведева. Правда, тут тенденция на либерализацию УК осталась уже совсем малозаметной, а на первое место вышли кратные штрафы. По максимуму можно было получить и коэффициент 100, однако, как объяснялось авторами идеи, это было все же лучше, чем многолетнее лишение свободы.
Затем, как известно, кратные штрафы были последовательно раскритикованы генпрокурором Юрием Чайкой, председателем Следственного комитета Александром Бастрыкиным, руководителем кремлевской администрации Сергеем Ивановым, а затем и самим президентом Владимиром Путиным. Сейчас в Госдуме идет работа по преобразованию системы кратных штрафов за взятки в более эффективный механизм, который позволит убедительнее стимулировать пойманных на мздоимстве и коррупции нарушителей платить деньги, чтобы не лишиться свободы надолго.
Однако депутаты Госдумы из «Единой России» Рафаэль Марданшин и Елена Николаева обратили внимание на совсем другой демотиватор антикоррупционной борьбы. Как оказалось, все четыре года существования закона о кратных штрафах в КоАП так и не появилось нормы, говорящей о том, что бизнесмен, собиравшийся безропотно дать взятку чиновнику, но одумавшийся и сообщивший о готовящемся преступлении в правоохранительные органы, избежит денежного взыскания на собственную компанию. Происхождение этой ошибки или, напротив, намеренной забывчивости думцы исследовать не стали, указав лишь скромно на то, что «на практике существует тенденция», а другими словами, что недоработку законодателей правоприменители используют по полной программе.
Напомним, что уголовной ответственности для юрлиц в российском УК нет, но зато для них есть не менее тяжкая административная. В статье 19.28 КоАП, например, также предусматриваются огромные штрафы – скажем, за взятку в особо крупном размере, то есть более чем в 20 млн руб., искупление составит стократную сумму. Причем даже если и находятся смягчающие вину обстоятельства, то, поясняет кодекс, менее 100 млн руб. штраф снизить невозможно. Так что хотя сотрудничавшие с правоохранителями предприниматели как должностные лица и получали освобождение от уголовной ответственности, но компании их все равно подвергались разорению. «При этом у правоохранительных органов не остается выбора, так как законом на данный момент не предусмотрено, что содействие может быть фактором, исключающим ответственность по статье 19.28 КоАП РФ», – указали единороссы в пояснительной записке.
«Поскольку соответствующая административная ответственность предусматривает серьезные наказания, данные риски являются фактором, препятствующим свободному содействию лиц раскрытию коррупционных правонарушений», – объясняют депутаты. Они полагают, что как только исчезнет неприятный для бизнеса риск покаяться перед государством за взяткодательство, но потом все равно понести серьезные финансовые потери, так тут же борьба с коррупцией станет намного более эффективной.