Правозащитник Лев Пономарев должен будет доказать, что он не иностранный агент. Фото РИА Новости |
Как стало известно «НГ», президентский Совет по правам человека (СПЧ) вместе с Минюстом готовит предложения по изменению порядка прокурорских проверок в отношении некоммерческих организаций (НКО). Есть у СПЧ и поправки, направленные на либерализацию законодательства об иностранных агентах. Между тем выйти из их спецреестра пока никому не удалось.
По словам члена СПЧ Елены Тополевой-Солдуновой, работа над законодательным регулированием прокурорских проверок проводится в соответствии с решением Конституционного суда (КС). Напомним, что в феврале КС рассмотрел жалобу на прокуратуру со стороны нескольких НКО. Принципиально полномочия прокуратуры отвергнуты не были, но суд признал, что права контролируемых должны соблюдаться, а проверки – быть обоснованными. Кроме того, КС указал на необходимость уведомлять НКО о проверках, запретил требовать у них документы, которыми те не обязаны обладать.
При этом Тополева-Солдунова дала понять, что принципиальных изменений в законодательстве об НКО ожидать не стоит, поскольку в этом, дескать, в первую очередь не заинтересованы власти. Она полагает, что давление на российские НКО будет лишь усиливаться: «СПЧ, конечно, еще раз попытается смягчить, например, действие закона об иностранных агентах, как мы и договаривались в прошлом месяце с администрацией президента. Сейчас действительно готовится пакет поправок к этому закону», – отметила правозащитница. Однако у нее самой есть большие сомнения, что предложения от СПЧ будут приняты.
Как известно, сейчас ряд НКО-иноагентов готовится к подаче документов в Минюст о выводе их из специального реестра. Например, руководитель движения «За права человека» Лев Пономарев сообщил «НГ», что «в ближайшую неделю мы подадим соответствующее заявление, документы нужно отнести до 14 июня, касаются они в основном бухгалтерии, чтобы чиновники могли убедиться, что в течение года мы не получали никаких денег из-за рубежа». Напомним, что по инициативе президента Владимира Путина Госдума приняла поправки о процедуре исключения НКО из списка иноагентов.
Пономарев убежден, что ситуация в сфере НКО от этого не стала проще: по его словам, репрессии продолжаются и вряд ли скоро прекратятся. Как известно, сейчас в иностранные агенты записано 64 организации. По мнению Пономарева, теперь туда включают уже всех без разбора: «Если к нам еще как-то можно придраться, то за что, например, страдают организации по защите экологии? Можно было бы сделать им скидку, учитывая, что им почти не достается того финансирования, которое выделяется внутри России». Кстати, правозащитник скептически отнесся к готовящемуся в СПЧ варианту либерализации закона об НКО: «Норму об иностранных агентах нельзя подправить, его надо отменить, это антиконституционный закон». Он подчеркнул, что этой же позиции придерживаются «Мемориал» и Московская Хельсинкская группа.
Среди скептиков и сопредседатель общественного движения в защиту прав избирателей «Голос» Григорий Мельконьянц. Он сообщил «НГ», что многочисленные попытки покинуть спецреестр, даже имея на руках решение суда в пользу организации, пока не удались, ее по-прежнему из списка иноагентов не исключают: «Продолжается переписка с Минюстом, идут судебные тяжбы». Собеседник «НГ» пояснил, что для них принципиально, чтобы «Голос» не просто был вычеркнут на том основании, что он не получает денег из-за границы. «Мы хотим, чтобы суд признал, что организация была изначально внесена в него незаконно и что нас незаконно назвали иностранным агентом». Мельконьянц, в частности, напомнил, что Мосгорсуд уже отменил штрафы, назначенные «Голосу» Минюстом за то, что тот не соглашался войти в реестр. Однако подобные победы даются с трудом и не всем – тем более на фоне еще большего давления на НКО со всех уровней власти: «Сейчас уже идет речь об их выживании, есть масса примеров их необоснованного закрытия, но особенно тяжело правозащитным организациям, которые ущемлены в правах и финансировании».
«Ко всему прочему уже скоро вступит в силу этот подлый закон о нежелательных организациях, – заявил «НГ» член СПЧ Илья Шаблинский. – А смысл этой инициативы заключается в окончательном уничтожении НКО в нашей стране». Причем если раньше правозащитники видели в действиях власти против НКО в основном политический аспект, то теперь к нему добавился и экономический. «Изначально предполагалось, что новый закон не коснется отечественных организаций, но сейчас очевидно, что он нужен лишь для того, чтобы окончательно распугать на российском рынке все еще остающихся здесь зарубежных грантодателей. После чего наши НКО лишатся всех источников финансирования, кроме тех, что поступают из Кремля», – подчеркнул эксперт. Россия тем самым себя изолирует, считает Шаблинский: «В результате в стране приостановятся многие проекты, ведь большое количество научных и гуманитарных исследований поддерживаются лишь иностранными источниками. Потом власть традиционно признает свою ошибку – лет эдак через 10, когда все уже окончательно развалится».
При этом собеседник «НГ» заметил, что многие прежние борцы за права и свободы НКО уже оставили попытки переспорить власть: «Они устали биться о стену и вспомнили, что когда на вас идет каток, то вы либо окажетесь под ним, либо просто отойдете в сторону».
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин напомнил «НГ», что многие НКО действительно финансируются из-за рубежа в скрытой или открытой форме: «Причем цель этого финансирования носит откровенно деструктивный характер, так что государство оставляет за собой право бороться с этим явлением. Таким образом, то, что НКО называют закручиванием гаек или ужесточением режима, на самом деле является лишь требованием от них более строгой отчетности». Эксперт отметил, что в Кремле есть разные мнения по поводу НКО: одни считают, что НКО, финансируемые из-за рубежа, необходимо вообще запретить, но есть и те, которые требуют от НКО соблюдения закона. Мухин уверен: «Кто законы не соблюдает, тот пусть не пищит по поводу ужесточения режима. Соблюдай – и все будет нормально!».