Владимир Путин заявил, что в России никогда не будет жесткой политики языковой ассимиляции. Фото Reuters
Вчера состоялось совместное заседание Советов по межнациональным отношениям и по русскому языку. Владимир Путин призвал и соблюдать баланс при использовании в лексике иностранных заимствований, и не допустить самоизоляции «великого и могучего». Глава государства выступил против языковой ассимиляции проживающих в России народов – мол, плохие последствия такой политики перед глазами.
СМИ, Интернет и телевидение Владимир Путин назвал главными силами, формирующими языковую среду. Они же, очевидно, ответственны и за все плохое, что с ней происходит: «Все чаще нарушаются языковые нормы, элементарная грамотность, используются необоснованные и явно избыточные иностранные заимствования».
Причины в «известных общемировых правилах», сказывающихся на «глобальном информационном пространстве» и, следовательно, всей языковой среде. Эти проблемы нужно решать, сказал вчера президент. Но при этом необходимо и «сохранить традиционные ценности и самобытность», и «не допустить самоизоляции от мировых культурных процессов».
Совершенствование законодательной базы в этой сфере необходимо, «однако делать все это нужно взвешенно и при самом широком общественном обсуждении, свое видение и предложения должны высказать представители всех народов России». Некоторые из них вчера говорили о проблемах в языковой сфере. Так, председатель Ассоциации финно-угорских народов РФ Петр Тултаев раскритиковал усилия властей по популяризации языков народов РФ. К примеру, сказал он, за три года на этих самых языках издано всего лишь 2% книг в стране. А с них самих на русский литература почти не переводится: за первую половину 2014-го с нанайского, абхазского или ногайского нет ни одной книги.
Директор Института русского языка им. Виноградова Александр Молдован обратил внимание на еще одну проблему – просторечия и блатную лексику, проникшую в публичные выступления. То есть заразившие лексикон самих чиновников, что, по его словам, свидетельствует о неуважении последних к русскому языку. Культурная неразвитость, подчеркнул он, является причиной грубости и бедности речи, и этот вопрос требует пристального рассмотрения: «Нужна планомерная языковая политика, направленная не на регулирование языка, а на качественные изменения в школьном и университетском обучении и на просвещение общества в целом». Другими словами, чистая речь, привитая в школах и вузах, должна лечь в основу успешной карьеры. Президент тоже отметил пробелы в отечественном образовании: они, по его словам, «видны не только в результатах школьных сочинений или ЕГЭ по русскому языку и литературе, но и в общем состоянии существующей языковой среды».
Конечно, возникает вопрос, а зачем, собственно, нужно было для высказывания всех этих верных мыслей с такой помпой собираться? Ведь ничего революционного предложено не было, подобные вопросы решаются в штатном режиме, а о сложностях все и без того осведомлены. Впрочем, уверен первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, для власти это реально важное мероприятие – русский язык служит той самой скрепой, которую нужно использовать в период кризиса.
«Понятно, что революционных прорывов на таких заседаниях не бывает. Это, кстати, может быть, и хорошо даже», – пояснил эксперт. По его словам, языковая проблема многозначна: «С одной стороны, есть межнациональные конфликты так называемого коренного народа со всеми другими. С другой стороны, никуда не делся и риск сепаратизма. Последний всегда возникает в самый неожиданный момент и в самом неожиданном формате».
Кстати, у президента вчера нашлись и слова ко всем народам России. Он против «жесткой, агрессивной политики языковой и культурной ассимиляции»: «Мы видим, к каким последствиям это приводит: к разделению общества на полноценных и неполноценных людей, на граждан и не граждан, а то и к прямым трагическим внутренним конфликтам». Вряд ли кто-то не понял, что последние слова касались исключительно Украины.