На заседании Совета по правам человека при Президенте РФ. Фото пресс-службы
Совет при президенте РФ по правам человека (СПЧ) рекомендует российской власти принять срочные меры против роста общественного радикализма. Правозащитники уже провели специальные слушания и выявили причины сложившейся ситуации. Значительное внимание в докладе СПЧ отведено предложениям об изменениях программной политики государственных телеканалов и отношения правоохранительных структур к гражданской активности и политической оппозиции.
Специальное заседание на тему «Рост радикализма в обществе как угроза правам человека» прошло еще 30 марта (см. «НГ» от 03.04.15). Член СПЧ Илья Шаблинский тогда заявил «НГ», что часть российского общества сейчас по-настоящему возмущена обстановкой внутри страны. По итогам того заседания и были выработаны рекомендации властям по оздоровлению ситуации.
Авторы документа отмечают, что рост радикализма наблюдается во всем мире, и «это неоспоримое социальное зло коснулось в некоторой степени и нашей страны». Одна из причин происходящего, говорится в документе, – замещение общественных интересов индивида идеологическими пристрастиями. Другими словами, те, кто не вписывается в «существующую социальную систему», занимает в итоге радикальные позиции. Дров в костер радикализма подбросили и сложная экономическая ситуация, и напряженная международная обстановка. В последнем случае речь идет и о конфликтах за рубежом, в которых граждане РФ участвуют как наемники. Всего же в докладе отмечается пять причин, способствующих росту радикализма внутри страны.
Первая – «недостатки в функционировании систем социализации и социальной интеграции». Сейчас они основаны на мифах и фальсификациях, а должны быть – на «подлинно гражданском воспитании, укоренении в обществе нравственно оправданных представлений о добре и зле, о патриотизме, социальной справедливости, солидарности и демократии».
Вторая – вооруженные конфликты на территории иностранных государств, в которых участвуют россияне. «Войны заразны», – отмечают авторы рекомендательного доклада и подчеркивают, что мирных усилий руководства страны по урегулированию этих конфликтов недостаточно – нужно поддержать их пресечением наемничества из нашей страны. Понятно, что имеется в виду Украина.
Третья причина радикализации российского общества связана с деятельностью СМИ, для которых сейчас характерны пропагандистский уклон и выявления внутренних врагов. Оппозиции даются определения «национал-предатели», «пятая колонна», «иностранные агенты» и т.п., а диалоговый формат телепередач почти позабыт. Независимые и плюралистические СМИ, которые могли бы способствовать снижению социальной напряженности, почти не поддерживаются: «Движение в этом направлении если и идет, то фрагментарно, с большой долей формализма».
Четвертая причина вытекает из предыдущей. Открытых площадок для дискуссий в стране почти нет – актуальные проблемы обсуждаются недостаточно активно, а «созданный для этих целей институт» – Общественное телевидение России – хотя и пытается выполнить эти задачи, но соответствующими ресурсами не обладает.
Наконец, пятая причина – работа правоохранительных органов. Их деятельность в сфере противодействия экстремизму, говорят авторы доклада, «все чаще ориентирована на расследование противозаконных публичных призывов и все реже – на расследование насильственных преступлений». Опасность подобные призывы, указывают правозащитники, конечно, представляют, но де-факто все чаще преследуются «лица, совершившие малозначительные преступления, а иногда и вовсе невиновные».
Перечислив стоящие перед страной вызовы, СПЧ предлагает 11 пунктов повестки дня для власти. Например, провести в конце этого года совместное с Советом при президенте РФ по межнациональным отношениям заседание. СМИ же следует стимулировать на диалог и обмен мнениями без навешивания политических ярлыков и взаимных обвинений. Для чего, в частности, предлагается изменить формат политических и информационных программ, а руководителям изданий и каналов прививать социальную ответственность. Правоохранителей авторы доклада призывают проявлять больше терпимости – например, к современному искусству. Власти не должны искать новые формы цензуры, а творчество должно регулироваться самими творцами, считают правозащитники.
Следующий пункт касается развития политической конкуренции. Перед парламентскими выборами 2016 года нужно «провести серию дискуссий в формате общенационального круглого стола, чтобы прояснить позиции сторон и выявить общие подходы к решению наиболее острых проблем». Да и законодательство о выборах, считает СПЧ, нужно совершенствовать. В частности, следовало бы обратиться к опыту 2012 года, когда для выработки поправок к закону о партиях была создана рабочая группа, включавшая в себя представителей всех без исключения политструктур.
Для силовиков в следующем пункте содержится призыв «провести проверку сообщений СМИ о фактах вербовки граждан РФ для участия в вооруженных конфликтах за пределами России», а также о случаях пропаганды войны и насилия для решения политических проблем. Также совет просит Верховный суд обобщить судебную практику по делам о правонарушениях, связанных с применением закона о публичных мероприятиях. Ведь граждане могут собираться мирно – это право им дает Конституция. Когда же это право по тем или иным причинам нарушается, то это ведет лишь к «радикализации протестных настроений».