0
25386
Газета Политика Интернет-версия

22.04.2015 00:01:00

Путин вызвал огонь на себя

Тэги: хакасия, пожар, президент, компенсации, чиновники, оставки, лесоохранная деятельность


хакасия, пожар, президент, компенсации, чиновники, оставки, лесоохранная деятельность Перекладывать ответственность на плечи простых людей президент не стал. Фото Reuters

Владимир Путин вчера посетил пораженную пожарами Республику Хакасия. На проведенном спецсовещании президент сделал ряд традиционных для руководителя страны заявлений. Жителям он пообещал выплатить компенсации и восстановить жилье, а провинившимся чиновникам – воздать по заслугам. Однако более общих предложений о том, как можно вообще не допускать ежегодных весенних пожаров, от властей так и не прозвучало.

Одна из пострадавших от пожара пожаловалась вчера президенту на недоступность местных чиновников – мол, придешь к ним, но не достучишься. Если они не виноваты, ответил глава государства, то никого преследовать не будем. А если виновны – ответят. «Посадите нас чуть попозже, дайте поработать», – сказал на это глава Хакасии Виктор Зимин.

Перед региональными властями Путин вчера поставил несколько задач. Во-первых, не затягивать с выплатой компенсаций. Во-вторых, президент потребовал восстановить людям без бюрократической волокиты утраченные в пожарах документы. В-третьих, уже к 1 сентября нужно будет построить и все новые дома. Выполнение последнего наказа Путин обещал проверить лично через полтора-два месяца.

К более концептуальным предложениям относится заявление президента о создании некоего «интегратора» – для выработки единого подхода к регионам, пострадавшим от пожаров. Координацию планируется поручить полпреду президента в Сибирском федеральном округе Николаю Рогожкину, который, кстати, ранее отчего-то обвинил в поджогах некую «оппозицию». Свой координатор по этим вопросам может появиться и в правительстве. Специальное поручение по итогам поездки будет подготовлено в течение двух дней, заявил президент.

Оргвыводы, надо полагать, останутся на потом – и многие, видимо, будут зависеть от результатов следственной проверки. Так, Следственный комитет (СК) России проследит за использованием бюджетных средств, выделенных на противопожарные мероприятия. Однако стратегической работой по предотвращению пожаров кадровые решения все-таки не назовешь. Проблема куда глубже, о чем свидетельствует и статистика. Настоящая противопожарная деятельность, например, развернулась после 2010 года, когда смогом накрыло Москву и Подмосковье. Торфяники были обводнены, а граждане получили заверение МЧС, что ситуация не повторится. В 2011-м число пожаров снизилось более чем в четыре раза. Однако затем последовал рост на дальневосточных рубежах и в Сибири: и в 2014-м огонь охватил площади, многократно превышающие прошлогодние.

Подходы к решению проблемы повторяющихся год от года пожаров разными властями видятся по-разному. Скажем, премьер-министр Дмитрий Медведев потребовал от своих заместителей положить конец подсечно-огневому методу ведения сельского хозяйства. Дело в том, что вице-премьер Александр Хлопонин объяснил ему, что 93% пожаров возникают из-за человеческого фактора: «Это так называемые контролируемые выжигания сухой травы». Мол, это удешевляет подготовку к посевной. «А почему в других странах не жгут траву? – возразил премьер. – Там отсталые сельхозпроизводители, что ли?» Заметим, что на самом деле еще как жгут. Так, виновными в крупнейшем пожаре 1982 года на востоке острова Калимантан в Индонезии оказались крестьяне, поджигавшие леса для подготовки новых площадей для посевов.

Стоит отметить, что в правительстве считают необходимым сделать исполнение полномочий по лесоохраной деятельности одним из критериев эффективности работы губернаторов. Зампред комитета Госдумы по безопасности Дмитрий Горовцов также уверен, что ответственность региональных и муниципальных властей по предотвращению пожаров надо усиливать. Причем, по его мнению, не столько в виде повышения административных штрафов, сколько дисциплинарную и должностную. Короче говоря, принимать в отношении не справляющихся соответствующие кадровые решения. Так что речь идет исключительно об эффективном контроле: федерального Центра за региональными руководителями, теми – за муниципальными чиновниками, а последними, в свою очередь, – за поведением граждан и хозяйствующих субъектов.

Госдума же тем временем пока сподобилась лишь на традиционную реакцию – в нижнюю палату внесен законопроект о введении прямого запрета на выжигание сухой растительности. Другой взгляд на решение проблемы есть у верхней палаты парламента. Совет Федерации, к примеру, призывает опять вернуться к закону об обязательном страховании жилья. С предложением сенатора Виктора Кресса поразмыслить на эту тему согласилась и спикер Совфеда Валентина Матвиенко.

Но и такие инициативы выглядят как запоздалая, а главное, повторяющаяся реакция на «внезапные» бедствия. Об обязательном страховании недвижимости говорилось еще в 2008 году, затем – в 2010-м. Документы готовились, но их судьба была печальной. Препятствием была и неспособность большинства населения платить за страховку условные 0,5–1% в год от оценочной стоимости жилья, и неразвитость отечественного рынка страхования, бережно оберегаемого от зарубежных конкурентов. Хотя представляется, что страховщики из-за боязни прогореть смогли бы более эффективно убедить людей позаботиться об их собственности.

Президент, напротив, как бы снимает с обычного человека обязанность следить за собственным имуществом, то есть в данном случае явно следует той «политике с сердцем», о которой он недавно и говорил всему народу на своей «Прямой линии». Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин считает, что властям от подобных проблем одна головная боль. Он утверждает, например, что законодательно проблему пожаров не решить. А еще, указывает эксперт, «есть такой бизнес, когда подобного рода катастрофы провоцируются населением с целью получить компенсацию за морально устаревшее жилье». В российской ментальности видит проблему и вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Причиной пожаров, считает он, может служить как девиантное поведение, то есть банальное хулиганство, так и непослушание и легкомысленность. Ситуацию с пожарами он сравнил с проблемой рыбаков, которых каждый год приходится спасать с отколовшихся льдин. Законом, сказал «НГ» политолог, дело не решить. Можно запретить лесам гореть, но те не послушаются, и гражданам запретить жечь костры, но с тем же успехом, мол, что лес.

Что касается поведения Путина, то, по словам Макаркина, так поступают политики во всех странах. «Когда переизбирался канцлер Герхард Шредер, то у него были примерные шансы с оппозицией. И вдруг наводнение. Шредер показал себя активным и эффективным менеджером – и выиграл». Проблему пожаров не решить никогда и никому – можно только уменьшить ее последствия. Да и губернаторов обязывать следить за этими вопросами не стоит: «Что им можно сделать? Либо с ружьем идти леса охранять, либо народ на коленях молить».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
564
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2287
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1505
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1138

Другие новости