В ведомстве Александра Коновалова загоняют общественников в формальные рамки. Фото РИА Новости
Минюст подготовил проект приказа об утверждении формы заявления об исключении некоммерческих организаций (НКО) из списка иностранных агентов. Полностью соответствующий букве недавно принятых поправок к закону об НКО, по духу этот документ представляет собой образец бюрократической казуистики. Он подтверждает опасения общественников, что неугодным власти НКО выйти из спецреестра будет непросто.
Примечательно, что проект приказа Минюста подготовлен менее чем через месяц после принятия соответствующего закона. Поправки, позволяющие НКО претендовать на исключение НКО из реестра иностранных агентов, вступили в силу лишь 20 марта. Обычно подзаконные акты, которые в принципе немедленно не нужны, пишутся в течение более длительного срока. Возможно, оперативность Минюста связана с тем, что в последний год правозащитники настойчиво добивались не только от ведомства Александра Коновалова, но и от президента Владимира Путина доработки действующего закона об НКО именно в этой части.
Все заявления, которые должны будут подавать иноагенты, желающие стать бывшими, укладываются в пять пунктов. Заявитель должен указать название своей организации, ее основной государственный регистрационный номер, а также и учетный номер. Зачем это необходимо предоставлять тому ведомству, которое именно эти номера и присваивает, понятно не очень. А вот в четвертом пункте нужно указать причины, по которым заявитель просит исключить его НКО из списка агентов.
Напомним, что по закону таких оснований пять. Первое – если организация в течение года не получила денежных средств или иного имущества из зарубежных источников. Второе – если НКО в течение года не участвовала в политической деятельности на территории РФ. Третье и четвертое основания предназначены для «рецидивистов», то есть тех, кто в прошлом уже исключался из спецреестра. Они имеют право подавать выходные заявления лишь после трехлетнего отказа от иностранного финансирования или политдеятельности. И, наконец, пятое основание – если организация не позднее чем через три месяца со дня включения ее в список иноагентов отказалась от зарубежных источников финансирования и вернула заграничным спонсорам все деньги и имущество.
А дальше в документе идет исполненное мелким шрифтом примечание: «Нужное отметить знаком «V» – то есть галочкой. Таким образом, крестик, смайлик или попытка закрасить квадратик, вероятно, будут считаться ошибкой. А за ошибки, как и полагается, надо платить. И у Минюста есть право такую оплату потребовать. К примеру, решение об исключении НКО из реестра он может принимать в течение трех месяцев со дня получения заявления. Причем ждать можно будет любого решения – и разрешения на выход, и отказа в нем.
Из списка иностранных агентов Минюста выйти непросто. Фото Льва Исраеляна |
Любопытной частью проекта приказа представляется и такой текст: мол, заявитель признает, что эта бумага является «основанием для проведения внеплановой проверки некоммерческой организации». Напомним, что именно в результате этих проверок НКО и попадали в список иностранных агентов, именно их они и пытались оспаривать в судах, в том числе в Конституционном. Таким образом, заявление НКО подать, конечно, может, но выявит ли проверка хотя бы какие-то факты, подтверждающие это ее право, – будут решать проверяющие из Минюста. Между тем что касается финансов, то в особых внеплановых изучениях они не нуждаются: НКО отчитываются несколько раз в год, а все их счета контролируются налоговой службой и Росфинмониторингом.
Предоставление НКО недостоверных сведений в Минюст, понятное дело, тоже является основанием для отказа в исключении из иноагентов. Его, конечно, разрешается оспорить в суде, на что и указывается ниже.
В общем, вышеизложенный проект представляет собой образчик российской бюрократической мысли. Крестик вместо галочки, который де-факто расценивается как неправильное оформление важного документа, три месяца на проверку и так уже имеющихся в наличие сведений – это все сделано для того, чтобы ни один агент слишком не обнадеживался.
Любопытным выглядит и другое примечание. К заявлению можно приложить документы о том, что сведения достоверны. Минюст прописал, что «заявитель имеет право предоставить документы, подтверждающие информацию, указанную в разделе 4». И действительно, зачем заставлять людей искать какие-то доказательства, когда все решит внеплановая проверка, на которую организация соглашается априори.
А проверки эти проходят по-разному. Например, когда «НГ» писала о президентском законопроекте о порядке выхода НКО из реестра иноагентов (см. номер от 20.02.15), правозащитники рассказали о происшествии, случившемся в одном из региональных отделений «Мемориала». Работники Минюста посчитали, что политдеятельностью являются не только интервью или какие-то политические тексты, но и наличие в офисе НКО публицистической литературы. Мол, заходит человек к общественникам и замечает на полке доклад Бориса Немцова о коррупции, который он может взять и почитать. И тем самым станет объектом распространения информации с целью влияния на общественное мнение, которое, в свою очередь, влияет на государственную политику.