Во всех вариантах амнистии присутствуют различные категории осужденных женского пола. Фото Reuters
До 9 мая остается ровно месяц, в течение которого должна проясниться ситуация с амнистией ко Дню Победы. Вчера свой вариант постановления подготовила «Справедливая Россия», а правозащитники еще раз напомнили о собственных разработках. Окончательный текст амнистии Госдуме, судя по всему, по традиции продиктует Кремль – видимо, в последнюю декаду апреля.
Об идущей в администрации президента подготовке данного документа «НГ» сообщил вчера источник в президентском Совете по правам человека (СПЧ). Правозащитники уже давно подготовили свой проект и переправили его в Кремль. С тех пор никаких конкретных комментариев оттуда не последовало, но, по данным источника, есть сведения, что некоторые предложения в окончательном тексте будут-таки учтены.
В СПЧ, кстати, иллюзий по поводу убедительности своих идей не питают: как сказали «НГ» в Совете, сколько бы проектов он ни представлял, в основу реальных документов эти предложения никогда не ложились. Удавалось разве что убрать «какие-то одиозные вещи»: так, администрация в свое время не хотела распространять амнистию на тех, кто был связан с событиями на Болотной площади. Вчера, кстати, в СПЧ прошло совещание с региональными общественными палатами. Член СПЧ Андрей Бабушкин представил проект амнистии от правозащитников, а замсекретаря Общественной палаты РФ Александр Музыкантский призвал коллег в субъектах РФ вносить свои предложения по совершенствованию документа. Свои варианты амнистии есть и в Госдуме: первым с ним вышла ЛДПР, а вчера мнением о том, кого и за что прощать, поделилась «Справедливая Россия».
Судя по имеющейся информации, предложение эсэров во многом схоже с проектом, предложенном еще в январе либерал-демократами. Согласно документу, освобождение должно коснуться максимального числа заключенных. В этот широкий круг лиц попадают осужденные к лишению свободы на срок до пяти лет включительно (то есть совершившие преступления средней тяжести), которые ранее не отбывали наказание. Помимо этого туда должны попасть беременные женщины и те, у кого есть несовершеннолетние дети.
Отдельной строкой прописаны ветераны Великой Отечественной войны, участники боевых действий, награжденные орденами или медалями СССР или РФ, бывшие узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания времен Второй мировой. Совершившие преступления в возрасте до 16 лет, от 16 до 18 лет, до 18 лет также подпадают под амнистию. Заодно освободить предлагается инвалидов I и II группы, больных туберкулезом и отнесенных к I или II группе диспансерного учета. Прощения, по мнению эсэров, заслуживают и те, кого пока только подозревают или обвиняют.
Мотать срок, согласно информации на лентах новостей, должны продолжить те, кто совершил преступление повышенной общественной опасности, применял насилие или грозился его применить, те, кто ранее освобождался в порядке помилования или амнистии, а также совершал преступления в местах лишения свободы или злостно нарушал там порядок отбывания наказания.
Первый зампред фракции СР Михаил Емельянов рассказал «НГ» об особенностях нового проекта: «Мы исключаем насильников, коррупционеров, торговцев наркотиками и тех, кто ранее уже был осужден. Всех остальных, попавших в первый раз под уголовное преследование, мы предлагаем освободить». Таким образом, пояснил он, партия прежде всего заявляет свою позицию, «а она в том, что амнистия должна быть максимально широкой». В обществе, по его словам, сложился запрос на прощение, поэтому эсэры надеются, что их поддержат. Однако в случае необходимости они готовы переделать свой проект и внести его от группы фракций: «Очень надеемся, что к 70-летию Победы будет проведена самая широкая амнистия, которая не повторит печальную судьбу позапрошлогоднего документа для предпринимателей, когда вышли несколько сотен человек».
Если же свой проект представит президент, то, надеется Емельянов, там будут учтены и предложения эсэров. Впрочем, есть подозрения, что у главы государства может оказаться особое мнение на счет амнистии. Например, на декабрьской встрече с правозащитниками Владимир Путин отметил, что «нельзя постоянно частить с этими амнистиями, иначе у нас в местах лишения свободы скоро никого не окажется». СМИ еще в прошлом году подсчитали, что шесть из восьми амнистий за время правления Путина вряд ли можно назвать массовыми. Таковой не стала и восьмая – «предпринимательская», и девятая – «конституционная». Какой будет юбилейная десятая – этот вопрос пока остается без ответа.
Еще одна тонкость – это срок внесения президентом в Госдуму соответствующего постановления. Председатель комитета ГД по законодательству Павел Крашенниников, который курирует в нижней палате все амнистии, неоднократно заявлял, что их конкретные тексты нельзя оглашать заранее – мол, криминал может под них приспособиться. Так вот, поскольку пленарные заседания Госдумы в последний раз перед майскими праздниками проходят с 20 по 25 апреля, то вполне можно предположить, что именно тогда президентский текст сначала появится, а потом будет депутатами без промедления принят.