Эльвира Набиуллина сможет влиять не только на финансы, но и на политику. Фото РИА Новости
Сведения о банковских счетах и ценных бумагах кандидатов в депутаты всех уровней, на посты мэров, губернаторов и сенаторов, а также на должность президента РФ теперь будет проверять исключительно Центральный банк России. Сейчас избиркомы напрямую взаимодействуют с коммерческими структурами, но, видимо, не очень успешно. А вот скрывать что-то от своего регулятора ни банки, ни депозитарии, конечно, не посмеют. Вчера соответствующий законопроект был принят Госдумой в первом чтении.
В нижнюю палату он был внесен правительством в конце января этого года, но его появление там оказалось практически никем не замеченным. Судя по всему, это произошло из-за того, что на первый взгляд предлагаемые поправки в действующие законы о банках и банковской деятельности, о рынке ценных бумаг, а также в закон об основных гарантиях избирательных прав граждан выглядят сугубо техническими. Во всяком случае, Минфин, подготовивший этот законопроект по поручению кабинета министров, именно так в пояснительной записке его и квалифицирует. Мол, «процедура проведения проверки достоверности сведений о принадлежащих кандидатам на выборные должности, а в определенных случаях их супругам и несовершеннолетним детям ценных бумагах и находящихся на их счетах денежных средствах (в том числе не указанных кандидатами) требует совершенствования».
Смысл этого совершенствования заключается в одном – вся власть над кандидатами на любую должность, занятие которой предполагает выборы, отдается Центробанку. Таким образом, этот орган финансовой власти, как его нередко называют, обретает еще и немалое внутриполитическое влияние. Технически его полномочия будут выглядеть следующим образом: ЦБ РФ выставляет в Интернете персональные данные претендентов – имена, даты рождения и места жительства, а коммерческие банки и депозитарии ценных бумаг пробивают их по своим базам и отсылают все найденные сведения Центробанку. При необходимости уточнить, о том ли человеке идет речь, последний может предоставить на него и дополнительные приметы, но такие подробности через Сеть уже не пойдут. Ну а суммированные результаты своего проверочного труда ЦБ РФ передаст заинтересованному в нем избиркому.
По мнению же Минфина, одна из главных проблем ныне действующего проверочного механизма, например, в том, что из-за отсутствия «единой базы данных владельцев ценных бумаг в РФ на практике затруднено осуществление проверки в полном объеме сведений о владении кандидатами на выборные должности ценными бумагами». При этом на то, что такой же единой базы по банковским счетам в России тоже нет, Минфин не жалуется, очевидно, понимая, что в реальности ее никогда и не будет. Судя по всему, наши власти вполне адекватно оценивают и честность многих российских банков – и именно поэтому от действующей сейчас системы проведения проверок кандидатов решено отказаться.
Она основана на ряде подзаконных актов Центризбиркома, в том числе, к примеру, на его совместном с ЦБ РФ письме «О подтверждении достоверности сведений, представленных кандидатами в депутаты». Суть этой бумаги такая: избирательная комиссия просит банк, на свои счета в котором указал тот или иной кандидат, подтвердить или опровергнуть представленную информацию. Причем никаких дополнительных сведений ЦИК РФ специально просит не предоставлять, а просто оценить имеющиеся данные по шкале «достоверно-недостоверно». Если все правильно, то используется первый вариант. А вот второй применяется в случае любых отклонений от правды, но каких – Центризбиркому знать, по сути, не интересно.
Понятно, что при такой системе гарантий достоверности нет, особенно в тех случаях, когда финансовые структуры каким-то образом аффилированы с кандидатами или спонсируют их партии. Да и избирательные комиссии для них авторитетными органами по большому счету не являются, а значит, в общении с ними можно и слукавить. Однако после того, как обсуждаемый сейчас в Госдуме закон будет принят, всем станет ясно, что с собственным регулятором отношения лучше строить на более искренней основе. А чтобы ни у кого не возникало сомнений, что политическая компетенция Центробанка – это не какая-то его побочная, а самая что ни на есть прямая обязанность, в закон об основных гарантиях избирательных прав добавляется абзац: «Избирательные комиссии взаимодействуют с ЦБ РФ при проверке ЦБ РФ достоверности сведений, представленных кандидатами на выборные должности, в порядке, установленном ЦБ РФ совместно с ЦИК РФ».
Надо отметить, что ко второму чтению в этом законе предполагается прописать не только более четкий перечень информации, которую станет получать ЦБ, но и ответственность банков и депозитариев за ее непредоставление или искажение. Общий же замысел предлагаемых правительством законодательных изменений комитеты Госдумы по финансовому рынку и по конституционному законодательству целиком и полностью поддержали. Напомним также, что кандидатам на любые выборные должности счетами в банках и ценными бумагами владеть не запрещено, если они, конечно, не иностранные и не находятся в зарубежных банках.