На фото Элла Полякова. Фото пресс-службы Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека
На следующей неделе президентский Совет по правам человека (СПЧ) на своем президиуме обсудит вопросы для первого замруководителя администрации президента Вячеслава Володина. Предварительно встреча с ним намечена на 22 апреля. Амнистия, приуроченная к 70-летию Победы, общая ситуация в сфере некоммерческих организаций (НКО) и преследование отдельных гражданских активистов – вот с чем правозащитники в этот раз выйдут к власти.
13 апреля на президиуме СПЧ ожидается выступление недавно назначенного начальника Управления президента по внутренней политике Татьяны Вороновой. С ней правозащитники планируют уточнить список вопросов, который они и хотели бы поставить перед первым замруководителя кремлевской администрации 22 апреля.
Председатель региональной общественной правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Элла Полякова заявила «НГ», что главная задача СПЧ в том, чтобы «ставить вопросы перед властью», и не важно, насколько умело власть от них уходит. По словам Поляковой, правозащитники обязательно будут говорить на встрече с Володиным о фактах преследования российских НКО, расследующих, в частности, случаи гибели наших военнослужащих в Украине.
«Поручений президента довольно много. Часть из них чиновники все же исполнили, многие, правда, не до конца. Однако большинство поручений пока проигнорированы», – сказала «НГ» правозащитница Елена Тополева-Солдунова. Она напомнила, что, например, серьезные проблемы есть у некоммерческого сектора: «Весь прошлый год общественники и представители власти искали компромиссы, связанные с его дальнейшим развитием. Но к итоговому решению так и не пришли. Возможно, большой пакет предложений по поддержке НКО появится по результатам январского общественного форума, что я и постараюсь уточнить в Кремле».
Член СПЧ Сергей Кривенко сообщил «НГ»: «У многих моих коллег есть вопросы касательно НКО – дело в том, что правозащитники всерьез обеспокоены недавним высказыванием президента на коллегии ФСБ, где он заявил о том, что некоммерческие структуры могут сильно вредить государству». Кривенко полагает, что эффект от подобных встреч все-таки есть, хотя и замечает, что «до президента, конечно, нужно доносить насущные проблемы, но параллельно необходимо самим понимать, какие механизмы способны решать эти проблемы».
Сейчас члены СПЧ выбирают темы, которые они намерены обсудить с представителями руководства Кремля на ближайших встречах, готовят для них свои доклады. Как сообщил «НГ» правозащитник Илья Шаблинский, большое внимание будет уделено амнистии, приуроченной к 70-летию Победы. Как известно, ее проект в начале февраля подготовили члены совета Андрей Бабушкин, Тамара Морщакова и Сергей Пашин. Документ давно передан в администрацию президента – и с тех пор о нем больше никто не слышал. Шаблинский предположил, что ответное молчание связано с тем, что под действие амнистии в варианте СПЧ могут подпасть братья Алексей и Олег Навальные, осужденные по «делу «Ив Роше».
Шаблинский намерен поставить вопрос о необходимости реформы избирательной системы страны. Он уже подготовил предложения к закону об основных гарантиях избирательных прав граждан. При этом правозащитник подчеркнул, что встречи с представителями Кремля, к сожалению, пока приносят немного пользы: членов СПЧ внимательно выслушивают, «но в итоге никаких действий власть часто не предпринимает». Шаблинский не исключил, что он пожалуется высокопоставленным собеседникам на ряд типовых историй.
Например, сказал Шаблинский, в конце прошлой недели в Нижнем Новгороде прошел суд по делу межрегиональной общественной организации «Комитет против пыток» под руководством Игоря Каляпина. Прокуратура внесла НКО в реестр иностранных агентов. «Суд это решение в итоге поддержал. Чиновники заявили, что комитет выпускает брошюры и книги, а сам Каляпин является членом СПЧ – это, по их мнению, и есть политическая деятельность», – сказал Шаблинский.
Напомнил он и о случае в Адыгее, где местная власть пытается привлечь за экстремизм активиста-эколога Валерия Бриниха. Как пояснил Шаблинский, власти пора научиться разделять радикалов и тех, кто разумно оппонирует власти. Однако этого пока так и не произошло, отметил правозащитник, а уголовное дело идет своим чередом: «Сложившуюся ситуацию, я считаю, необходимо довести до сведения федерального Центра, ведь без его вмешательство человека могут посадить на три года».