На месте убийства Бориса Немцова возникло политическое противостояние: как только одни люди цветы и портреты убирают, другие их тут же приносят. Фото со страницы Максима Каца в Twitter
Оппозиция выясняет, кто стоит за зачисткой места убийства Бориса Немцова на Большом Москворецком мосту. Депутатский запрос в правоохранительные органы направит депутат Госдумы Дмитрий Гудков, а пока на месте импровизированного народного мемориала установлено круглосуточное дежурство волонтеров.
7 апреля исполняется 40 дней со дня убийства Бориса Немцова. Место трагедии на Большом Москворецком мосту, превращенное сторонниками в своеобразный мемориал, в ночь на субботу было зачищено неизвестными от всех цветов, флагов, свечей и фотографий. Очевидец событий Андрей Хорошилов, связавшийся с редакцией «НГ», сообщил, что полиция мужчинам в черном якобы не препятствовала.
Причем съемка, которую вел Хорошилов, была пресечена: «Полицейские заставили меня убрать машину, из которой я вел съемку. А эти братки, которые быстро укладывали цветы в пакеты, орали, чтобы я перестал снимать».
Организаторы зачистки пока неизвестны. Ранее на свою причастность намекнули активисты движения SERB, во вторник уже заклеившие фотографии Немцова оскорбительными надписями и сорвавшие со столба табличку «Немцов-мост» (см. «НГ» от 26.03.15). Подозреваются как антимайдановцы, так и власть.
|
Гудков заявил «НГ», что, по его данным, за зачисткой стояли сотрудники ЖКХ Центрального округа Москвы: «Тот факт, что убиравшие цветы и фото действовали профессионально и быстро, не укладывается в версию об антимайдановцах». Депутат отправит запрос в правоохранительные органы по хищению чужого имущества: «Цветы и фотографии, которые приехавшие забрали, им не принадлежали».
Столичные власти, в свою очередь, от происходящего открестились. Представитель мэрии Игорь Пергаменщик заявил, что коммунальщики убирают лишь завядшие цветы. Этим, по его словам, занимаются сотрудники госпредприятия «Гормост». Все принесенные людьми на Большой Москворецкий мост свечи, лампады, портреты, по его словам, остаются на месте.
Между тем в Следственный комитет и прокуратуру уже поданы заявления о предыдущем погроме. Их подписали глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, писатель Мариэтта Чудакова, журналист Александр Рыклин и другие. Полиция, напомним, тогда отрапортовала об установлении охраны места происшествия.
В выходные мемориал был восстановлен, но туда продолжали приходить провокаторы. В субботу вечером корреспондент «НГ» наблюдал, как полиция увела с места событий подвыпившего мужчину, оскорблявшего подходивших к мемориалу прохожих. «Бездействие полиции развязало руки вандалам, – сказал «НГ» оппозиционер Илья Яшин. – Наших соратников такие провокации лишь мобилизуют, и они продолжат приносить цветы». По его словам, волонтерами устроено практически круглосуточное наблюдение за импровизированным мемориалом.
По мнению главы Политической экспертной группы Константина Калачева, «cилы, которые не приемлют оппозицию, пытаются сотворить некрасивое шоу с зачисткой, а оппозиция хочет сделать из этого своего рода протестную акцию». По его мнению, властям следовало бы выступить с официальным заявлением, что на месте гибели политика будет установлена памятная табличка или что-то еще. Эксперт считает, что провокации на мосту могут и вообще привести к ликвидации мемориала, хотя пока непонятно, кому это выгодно.
Гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков полагает: «Чиновники не всегда понимают, когда они начинают совершать глупости. Наверное, хотели угодить вышестоящему начальству». По его данным, уборкой моста занималась некая охранная организация, которой поступили соответствующие указания. «Для власти это место является раздражителем», – заключил Хомяков.