Фото с официальной страницы Комитета гражданских инициатив в социальной сети
Данные МВД о преступности искажены, политизированы и зачастую не отражают реальной картины. К такому выводу пришли эксперты Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина, призвав взять статистику МВД под контроль независимому органу – например, прокуратуре. Сами полицейские вчера рассказали о происходящем в своем ведомстве еще более вопиющие факты.
Данные о преступлениях замалчиваются и искажаются еще на этапе их подачи в правоохранительные структуры. Вчера к такому мнению пришли как эксперты КГИ, так и сами силовики. Заведующий кафедрой Академии МВД Борис Гаврилов заявил, что по итогам 30 млн обращений граждан в полицию за 2014 год было возбуждено менее 1,7 млн уголовных дел. По 6,8 млн были получены постановления об отказе в возбуждении уголовных дел.
Гаврилов уточнил, что за последние 10 лет наблюдается постоянный прирост сигналов от граждан – примерно на миллион обращений в год. К примеру, в 2006 году их было зафиксировано лишь около 20 млн. «Однако прироста уголовных дел не наблюдается – напротив, их число сократилось с 3,3 млн в 2006 году до 1,7 млн в 2014-м, – подчеркнул эксперт. – Если в Латвии отношение неначатых уголовных дел к начатым 2 к 1, то у нас – 20 к 1».
Когда получается, что преступность в России, по статистике, ниже, чем в некоторых странах Западной Европы, меньших по размеру и населению, то реальность эта ситуация адекватно не отражает, говорят эксперты. «Все правоохранительные органы участвуют в масштабной фальсификации массивов преступлений, и никаких мер не применяется», – заявил вчера начальник управления правовой статистики Генеральной прокуратуры Олег Инсаров. При этом он подчеркнул, что было увеличено число документов первичного учета, необходимых для отказа в возбуждении уголовного дела. «Теперь прокуроры подписывают не одну карточку, а шесть», – объяснил Инсаров.
Однако это, похоже, не сильно помогло. По словам представителя прокуратуры, ведомство выявило более 2 тыс. фактов, когда подписи прокуроров и их печати в МВД подделывались, а статистика целых массивов преступлений была искажена. «В декабре мы вынесли представление, по итогам которого свыше 200 руководителей полиции было привлечено к административной ответственности», – резюмировал Инсаров. Он отметил, что, впрочем, этим все и ограничилось – и никто даже не был уволен: «Следственный комитет и МВД в отношении собственных сотрудников дела не возбуждают».
Советник министра внутренних дел, генерал-лейтенант полиции Валерий Кожокарь заметил, что в МВД в курсе проблемы. «Мы уже 10 лет этим занимаемся, пытаемся урегулировать прием и регистрацию заявлений», – добавил он. Криминолог, генерал-майор милиции в отставке Владимир Овчинский заметил, что вызывает вопросы реакция государства на состояние преступности. «Реально мы или мифически оцениваем ситуацию, когда докладываем о снижении преступности на основе сфальсифицированных данных, а потом на их же основе сокращаем число полицейских и отделений? – недоумевает генерал. – Скоро ноль будет, тогда вообще распустим полицию». По его словам, все это происходит из-за политических установок по снижению преступности. «Пора прекратить оценивать уровень преступности исходя из показателей раскрываемости», – посоветовал Овчинский, сославшись на собственный опыт работы.
На чрезмерную политизированность статистических данных о преступлениях указали и эксперты КГИ Мария Шклярук и Дмитрий Скугаревский. Они напомнили, что последний сборник Росстата на эту тему датируется 2003 годом. Скугаревский отметил, что, по сути дела, россияне лишены доступа к полноценной картине преступлений за десятилетия. Эксперты ссылаются на опыт Казахстана, где после отмены системы, аналогичной нашей, число сообщений о преступлениях возросло в три раза, а раскрываемость резко снизилась, зато эти цифры отражают реальную картину. Для этого эксперты предложили, чтобы статистикой из МВД занялось независимое от него ведомство – например, прокуратура. В надзорном ведомстве с этим согласились, но предупредили, что денег на это нет.
«Перед кем ответственно МВД сейчас? Перед начальством. Мы же не знаем реального положения с преступностью в стране. Дальше же начинаются злоупотребления – где-то не учли, другим отказали, у третьих сфальсифицировали для отчетности, четвертым не раскрыли, – сказал вчера глава КГИ Алексей Кудрин. – Население должно обладать реальной информацией о преступлениях, это должно стать предметом для дискуссии и помочь людям заняться собственной безопасностью. Без решения этой проблемы, кстати, не решить проблему и роста экономики, и бизнес-климата».
Интерес к идее высказал и министр открытого правительства Михаил Абызов: «Надо посмотреть еще раз и вернуться к дискуссии, чтобы обсудить дополнительные полномочия прокуроров».