Патриотизм и спорт в средней школе сегодня в моде. Фото Reuters
Вчера в Общественной палате (ОП) обсуждали Стратегию воспитания в РФ до 2025 года. В этом документе предполагается отразить взгляды государства и общества на то, какими должны быть российские дети, и наметить планы по достижению поставленных показателей. Но эксперты изложенные общими словами разработки подвергли жесткой критике. Судя по всему, в ОП будут делать новую Стратегию – более современную и конкретную.
«Приоритетная задача РФ – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей» – так начинается документ, проект которого имеется в распоряжении «НГ». В нем обещано «определить комплекс действий, адекватных динамике социальных, экономических и политических изменений в жизни страны, учитывающих особенности и потребности современных детей, социальные и психологические реалии их развития».
Глобально поставленная цель оказалась в серьезном противоречии с нынешним содержанием Стратегии. Вчера на специальных слушаниях в ОП выяснилось, что довольных им почти не нашлось. Поэтому-то первый зампред комиссии ОП по поддержке молодежных инициатив Султан Хамзаев поставил вопрос о том, не стоит ли всем заинтересованным экспертам поучаствовать в разработке более адекватного реальности документа. Например, один из участников поднял вопрос, почему же в проекте нет ничего об информационных технологиях. По его словам, нынешнее юное поколение не понимает, как взрослые, когда были детьми, обходились без каких-то электронных устройств, потому что сами они себя без них не представляют.
Обсуждавшийся вчера документ вызывает не только недоумение, но и настоящее возмущение. На сайте ОП можно прочитать отзыв от общественников из Свердловской области. Они отмечают: «В Стратегии указано, что она направлена на переосмысление таких ценностей, как гражданская идентичность, патриотизм, ответственная жизненная позиция с учетом цивилизационных вызовов. Непонятно, кто и на каком основании принял решение, что у субъектов воспитательного процесса (родителей, учителей, государственных чиновников) неправильные представления о том же патриотизме. Данный тезис ничем не обоснован. Прежде чем выдвигать подобные тезисы, необходимо публично озвучить концепцию цивилизационных вызовов, провести общественную дискуссию с широким участием родителей и учителей».
Действительно, из документа можно почерпнуть лишь самые общие сведения о том, что же государству и обществу предлагается сделать из наших детей. В нем подчеркивается, что главенство – за воспитанием в семье. И тут же идет совершенно казенный тезис – мол, «Стратегия закладывает основы системы противодействия националистическим, экстремистским вызовам и рискам современного детства». Если же суммировать, то разработчики данной серьезной бумаги проявили высокую работоспособность, переработав в краткий конспект большой массив исследований в области педагогики.
Указывается, что доведение детей до нужных кондиций должно идти по следующим направлениям: гражданское и патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие, приобщение к культурному наследию, физическое развитие и культура здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание. В ходе вчерашнего обсуждения в ОП нужность этих направлений под сомнение никто не ставил, но методы их осуществления мало кто положительно оценил. Например, такой – «формирование мотивов, нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять экстремизму, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам, межэтнической и межконфессиональной нетерпимости, другим негативным социальным явлениям». Да и воспитание патриотизма именно с военным уклоном многим не понравилось.