Административные расследования можно будет проводить не против конкретных лиц, а по фактам правонарушений. Фото Reuters
На конец марта в Госдуме намечено рассмотрение поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которая меняет процедуру возбуждения дел. Их можно будет открывать по факту правонарушения, а не против конкретного лица – гражданина или компании. Безадресное административное расследование, уверяют противники законопроекта, позволит подбирать его фигурантов постфактум.
Вчера председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин сообщил, что работа над совершенно новым КоАП на Охотном Ряду идет успешно. Его общая часть обсуждается депутатами уже во второй редакции, а особенная и процедурная части нового кодекса будут написаны к маю. Так что в этом году, не исключает Плигин, нижняя палата все-таки сумеет подготовить окончательный вариант КоАПа.
Пока же думцы продолжают править действующий – уже и так много раз латаный-перелатаный. Например, на 24 марта намечено второе чтение поправки в КоАП, которая с процессуальной точки зрения еще сильнее приближает его к Уголовному кодексу (УК). Речь идет о возможности проводить административные расследования не в отношении конкретного нарушителя, а исключительно по факту правонарушения. «Как показывает практика, в случае выявления признаков правонарушений не всегда возможно достоверно определить лицо, виновное в совершении данного правонарушения. Установить лицо, виновное в совершении административного правонарушения, в ряде случаев возможно путем проведения административного расследования», – указывается в пояснительной записке к законопроекту, подготовленному силами в основном депутатов из «Единой России».
Проблема, подчеркивают они, в том, что КоАП для возбуждения дела требует, во-первых, определить конкретное лицо, а во-вторых, определиться, виновно ли оно. Таким образом, выяснение фактов и обстоятельств часто настоятельно необходимо, но в том же кодексе есть жесткая норма: копия определения о возбуждении и расследовании административного дела должна быть вручена или направлена по почте его фигуранту в течение суток. Депутаты считают, что правоприменителям КоАПа надо дать время на необходимые процедуры, в ходе которых они смогут без ошибок определить виновного в нарушениях. При этом в законопроекте вообще не оговаривается срок, в течение которого административное расследование может быть безадресным. Источники «НГ» в ГД пояснили, что замечания на этот счет уже высказывались, но учтены они будут вряд ли, ведь именно в этом заключается смысл предложенной поправки.
«Законопроект позволит существенно повысить эффективность работы по выявлению, предупреждению и пресечению административных правонарушений, соблюдая при этом законные права и интересы граждан», – уверяют его авторы. Ситуации, когда виновник первоначально неизвестен, по их словам, связаны в основном со сферой госзакупок, таможенной деятельностью, миграционными правилами и нарушениями ПДД. Однако, пояснил руководитель юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев, «нигде в их законопроекте об этом не написано, поправка делается в статью об общих принципах применения КоАП». Коммунист заявил, что скорее всего процедурная новация будет применяться прежде всего в политических целях. «Скажем, собирается митинг протеста против социально-экономической политики власти, на нем происходят какие-то разбирательства с полицией. Никого не задерживают, но потом активистов акции начинают привлекать к ответственности – например, после просмотра оперативных видеоматериалов», – сказал депутат. По его мнению, все это напоминает те статьи УК, которые позволяют возбудить дело по факту, а потом включать в него какое угодно количество фигурантов или исключать их. «По жесткости наказания, к примеру, по размеру штрафов КоАП уже приблизился к УК, а сейчас единороссы сближают их и по процессуальным моментам», – посетовал Соловьев.