Фото Reuters
Пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков прокомментировал сообщения СМИ о существовании «расстрельного списка», в который, кроме убитого Бориса Немцова, входят еще несколько известных персон. Об этом списке якобы было доложено президенту, передает Интерфакс. Однако Д. Песков назвал список абсурдным. Также пресс-секретарю главы государства неизвестно о докладе В. Путину относительно убийства Б. Немцова. Как сказал Д. Песков, ему «неизвестны детали всех докладов правоохранительных и силовых служб». «Да, их невозможно разглашать», - добавил он.
Ранее «Новая газета» сообщила, что на прошлой неделе В. Путину представили доклад о ходе расследования убийства Б. Немцова. По информации издания, в документе называлось имя организатора преступления, также главу государства уведомили о существовании «расстрельного списка».
Басманный суд дал возможность Зауру Дадаеву, обвиняемому по делу об убийстве Б. Немцова, высказать свою позицию по поводу ходатайства следствия о помещении его под стражу, сообщает Интерфакс со ссылкой на пресс-службу суда. Как рассказала пресс-секретарь Басманного суда Анна Фадеева, «Дадаеву было предоставлено слово». «Только он думал, что рассматривается уголовное дело, а судья сказала, что нужно его мнение по поводу ходатайства следствия о помещении его под стражу», - добавила она. В пресс-службе Мосгорсуда отметили, что пока не могут комментировать дело З. Дадаева, поскольку может понадобиться проверка законности ареста фигуранта. Ранее З. Дадаев заявил о своей невиновности в интервью «Московскому комсомольцу».
По делу об убийстве Б. Немцова, кроме З. Дадаева, проходят еще четверо фигурантов: Шагит Губашев, Анзор Губашев, Хамзат Бахаев, Тамерлан Эскерханов. 8 марта стало известно, что подорвавший себя на гранате в Грозном мужчина, подозревался в убийстве политика. Аресты Ш. Губашева и Т. Эскерханова были обжалованы. Также в Басманный суд поступили апелляции защитников А. Губашева и Р. Бахаева, которые позднее будут рассматриваться в Мосгорсуде, сообщает радиостанция «Говорит Москва».
Тем временем отрицающий свою вину З. Дадаев жалуется на пытки. Как сообщается, на его теле обнаружены следы побоев. С обвиняемым удалось пообщаться членам Общественной наблюдательной комиссии.
Проверку СИЗО «Лефортово», где содержатся обвиняемые по делу об убийстве Б. Немцова, проводит Московская общественная наблюдательная комиссия. По словам члена Общественной палаты Антона Цветкова, в проверке участвуют четыре члена ОНК. Ранее в «Лефортове» в качестве члена ОНК побывала журналист «Московского комсомольца» Ева Меркачева. В своей статье она написала, что обвиняемых, по их словам, избили силовики, а З. Дадаев оговорил себя, когда признавался в причастности к совершению убийства Б. Немцова.
Правозащитников Е. Меркачеву и Андрея Бабушкина намерен вызвать на допрос Следственный комитет России, передает Интерфакс. Поводом стали публикации в СМИ о ходе расследования убийства Б. Немцова. Как отметили в СКР, «с ними будут проведены другие следственные действия, направленные, в том числе, на выяснение всех мотивов, которыми они руководствовались, подробно интересуясь обстоятельствами уголовного дела и публикуя их в СМИ». В СКР заявили, что Е. Меркачева и А. Бабушкин не являются участниками уголовного процесса и нарушили «не только установленные правила, но и закон». «Подобные действия могут быть расценены как вмешательство в деятельность следователя в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела, то есть, по ч. 2 ст. 294 УК РФ. Этим действиям будет дана соответствующая процессуальная оценка», - заявили в ведомстве.
По данным А.Бабушкина, на теле З.Дадаева «видны множественные телесные повреждения», на А. Губашеве также «обнаружены множественные телесные повреждения в виде ссадин на переносице, запястьях, ногах». «Эти телесные повреждения он получил после задержания» - утверждает правозащитник. Однако, по его словам, никто из обвиняемых не жалуется на условия содержания под стражей.
За ситуацией вокруг обвиняемых по делу об убийстве политика будет следить Комитет против пыток. Фигурантам дела окажут необходимую юридическую помощь, после того как они направят в комитет соответствующее заявление. Как сообщил глава комитета Игорь Каляпин, «мы в данном случае предложим им помощь именно в том, чтобы разобраться с их жалобами на пытки, потому что это самостоятельное преступление, оно должно выделяться в отдельное уголовное дело и отдельно расследоваться». По словам члена Общественной наблюдательной комиссии Москвы Дмитрия Галочкина, сообщения о пытках можно проверить на детекторе лжи и «задержанные сами могли бы выступить инициаторами этой проверки, их готовность пройти полиграф стала бы полезной для установки объективного положения дел». Представитель президентского Совета по правам человека Андрей Бабушкин, в свою очередь, уже попросил провести проверку сообщений о пытках в отношении З. Дадаева, Ш. Губашева и А. Губашева.
Соратники, однопартийцы и даже оппоненты Бориса Немцова отвергают версию следствия об «исламском следе» его убийства. По их мнению, предполагаемый киллер Заур Дадаев взял на себя ответственность, чтобы выгородить реальных заказчиков.
По версии следствия, убийство Немцова организовали бывшие члены спецбатальона МВД Чечни «Север» Заур Дадаев и Беслан Шаванов (подорвавший себя гранатой при попытке задержания). Ранее, по данным сайта МВД Чечни, Дадаев был награжден правительственной наградой из рук экс-главы МВД Рашида Нургалиева и Рамзана Кадырова. После новостей о задержании Кадыров назвал Дадаева «патриотом, который не мог сделать и шага против России».
Немцов осуждал убийство сотрудников Charlie Hebdo, писал об «исламской инквизиции». Однако видным критиком ислама и тем более исламофобом он никогда не считался. Для мусульманина-радикала Немцов совершенно не очевидная и даже весьма сомнительная мишень. Между тем убийство политика за его взгляды есть акт устрашения, и он как таковой предполагает изначальную прозрачность мотивов.