Массовое участие людей в оппозиционном шествии 1 марта было вызвано трагическими событиями. Фото Reuters
Вчера стало известно, что антикризисный марш «Весна» все же может состояться, пусть и с опозданием. Об этом заявил один из руководителей Партии 5 декабря Сергей Давидис. По его словам, пройти мероприятие могло бы уже в апреле. В оппозиционной среде данную инициативу комментируют неохотно.
Политические и социально-экономические обстоятельства, на изменении которых настаивала «Весна», никуда не делись, заявил вчера Давидис. Скорее наоборот, по его мнению, они даже и усиливаются в связи с убийством Бориса Немцова. Новый марш, как сказал оппозиционер, «возможно, с какими-то модификациями», должен быть схож с прежним по формату и требованиям, а провести его «разумно было бы в апреле».
Давидис, впрочем, уточнил в разговоре с «НГ», что предложение о реанимации антикризисного марша – это исключительно его мнение, и ничего больше. Потому что есть еще целый ряд вопросов, которые необходимо решить, прежде чем официально объявлять о мероприятии. Скажем, должен закончиться арест у Алексея Навального, фигура которого, как представляется многим в оппозиции, сейчас окончательно должна превратиться в главную для всего протестного движения. Как пояснил Давидис, никаких конкретных консультаций оппозиционные силы еще не проводили – и пока все остается на уровне личных бесед.
Ответственный секретарь РПР–ПАРНАС Константин Мерзликин сказал «НГ», что в партии возможность возрождения «Весны» сейчас не комментируют. На протяжении 40 дней, которые пройдут со смерти Бориса Немцова, накладывается мораторий на какие-либо массовые мероприятия. По словам Мерзликина, лишь после 7 апреля можно будет подумать, что же делать дальше.
Впрочем, возможно, что думать оппозиционерам все-таки придется раньше. И некоторые начали это делать уже сейчас. Так, юрист Партии прогресса Дмитрий Крайнев заявил «НГ», что сегодня надо понять: а целесообразно ли вообще проводить подобную акцию? И сразу же подчеркнул, что если даже и проводить, то нужно обязательно изменить ее формат. А вот сказать что-то конкретное по последнему поводу Крайнев как раз и отказался: «Есть кое-какие мысли на этот счет, но говорить пока ничего не могу – такие инициативы нельзя просто так вбрасывать в СМИ». Однако он уточнил, что протестное мероприятие должно быть приурочено к какому-либо событию или, как вариант, к каким-либо насущным требованиям – вроде «Инициативы-20», то есть об обязательной ратификации Россией статьи 20 Конвенции ООН против коррупции. Или, заметил он, быть объединительным для всей оппозиции.
Стоит отметить, что, конечно, наиболее вероятным представляется сценарий акции как реакции на какое-то событие. Это может быть некое изменение экономической или политической ситуации – например, возможные нарушения Минских договоренностей, новые санкции, скачок цен – в общем, все то, что может только подхлестнуть протест. Другой вопрос, сколько под ту или иную тему на улицу выйдет людей. Впрочем, по словам Крайнева, численность в конечном счете не так уж и важна, главное – это правильно определить формат мероприятия.
От формата соответственно будет зависеть и маршрут, по которому могли бы пойти оппозиционеры. Крайнев отметил, что в нынешней ситуации оппозиции легче, чем прежде, отказаться от того же Марьина. В переговорах с мэрией, по его мнению, вполне может быть использована позиция «мы же соглашались на Марьино в феврале, так давайте сейчас мы пройдем по центру, а туда отправим кого-нибудь еще». Причем, как сказал «НГ» Крайнев, сейчас у несогласных есть реальный шанс получить досрочное одобрение именно «центрального» маршрута.
Крайнев считает, что все прежние организаторы «Весны» – включая и Михаила Ходорковского – могли бы присоединиться и к новой акции, но для начала нужно проработать все тот же ее формат. «У нас нет и не должно быть самоцели обязательно выйти на улицы в ближайшие два-три месяца», – сказал «НГ» юрист Навального. Под вопросом и название марша. Если «Весна» была приурочена к 1 марта, то проводить в конце апреля шествие с тем же названием, заметил Крайнев, было бы не совсем умно. Но с другой стороны, предположил он, можно было бы и все оставить как есть, ведь «Весна» – это уже хорошо раскрученный бренд.
Однако главным все же представляется не столько сам формат акции, сколько направленность самого протеста. Недаром Крайнев заявил «НГ», что необходимо согласие всех оппозиционных сил на консолидацию вокруг некой четкой идеи. Впрочем, как уже не раз писала «НГ» как раз по поводу запланированного на 1 марта антикризисного марша, именно консолидация у нашей внесистемной оппозиции как раз и вызывает самые главные проблемы.