Александр Бастрыкин раскритиковал подчиненных за неотзывчивость к людям. Фото РИА Новости
На прошедшей вчера коллегии Следственного комитета (СК) РФ глава кремлевской администрации Сергей Иванов призвал сыщиков не только активнее участвовать в антикоррупционной деятельности, но и не забывать про чистоту своих рядов. Другими словам – блюсти букву и дух закона, а в коммерческих спорах не участвовать. Глава СК РФ Александр Бастрыкин с тезисами Иванова согласился. Равнодушным к запросам общества подчиненным на местах он пригрозил личным вмешательством в процесс их работы.
Сергей Иванов чуть ли не с самого начала задал разговору откровенный характер. Среди статистики и формальных замечаний нашлось место и весьма любопытным заявлениям. Так, по словам Иванова, общество и власть ждут от СК более активного участия в антикоррупционной деятельности. За 2014 год обвиняемыми по коррупционным делам стали 630 лиц с особым правовым статусом, – и этого, судя по ожиданиям Кремля, недостаточно. Причем, подчеркнул Иванов, «надо сосредоточить усилия не только на доказательных обвинениях и подобных преступлениях – важно выявлять обстоятельства, способствующие их свершению». Это, мол, минимизирует сами условия и предпосылки для коррупции.
Другое интересное замечание Иванова – призыв к СК противостоять возбуждению межнациональной розни в Крыму. По его словам, на полуострове кое-кто «раскачивает лодку». Преступления подобного рода должны расследоваться оперативно и качественно. Это, следуя словам главы администрации президента, достигается выявлением «всего круга подозреваемых – от организаторов и заказчиков до соучастников и пособников». Таких экстремистов – тут Иванов сослался на статистику – за год стало больше.
Как отмечала «НГ» (см. номера от 06.08.14 и 20.10.14), с Крымом у следователей как-то изначально не сложилось. В указе президента о создании управлений силовых ведомств на полуострове почему-то не оказалось СК – и Минфин денег им не дал, и ютиться им пришлось на пятом этаже здания «Укртелекома», и вопросы обустройства решать собственными ресурсами.
Однако наиболее любопытными стали слова Иванова о том, что сыщики не должны вмешиваться в коммерческие споры при раскрытии экономических преступлений. К подследственности СК недавно были отнесены уголовные дела о налоговых преступлениях, напомнил Иванов и повторил наказ президента Владимира Путина: «Как уже не раз отмечал президент, работа правоохранительных органов должна «очищать» нашу экономику от криминала». А что касается защиты интересов предпринимателей, то тут лучший метод – «содействовать улучшению делового климата». А вот на втягивании сотрудников в коммерческие споры надо реагировать немедленно: «Не допускать использования служебного положения для давления на бизнес».
Трактовать это, очевидно, надо так: сейчас силовики как раз вмешиваются в коммерческие споры и оказывают давление на бизнес, что, естественно, не осталось незамеченным в Кремле. Напомним при этом, что когда в 2012 году ходили разговоры о передаче комитету основной части следствия от МВД и Госнаркоконтроля, то вскрылась зарплатная униженность следователей по сравнению с коллегами из полиции. Так что логично представить себе, что сотрудники СК более восприимчивы к различным «предложениям». Да и на законодательном уровне у следователей скоро появятся новые соблазны – например, после упразднения «предпринимательской» статьи 159.4 Уголовного кодекса (см. «НГ» от 10.02.15). То есть напутствие Иванова «не кошмарить бизнес» – с одной стороны, а жизненные реалии – с другой.
Этой точки зрения придерживается и федеральный судья Дмитрий Новиков. По его словам, важно, что власти говорят о такой насущной проблеме, как вмешательство силовиков в бизнес, но одних разговоров мало. «Необходимо создать механизм противодействия возможностям вмешательства силовиков в споры бизнеса», – напоминает он. Среди перечисленных проблем подобного рода – коррупционные «возможности» правоохранителей и полная неподконтрольность следователей: «По закону следователь является процессуально-самостоятельным лицом, который только на основании своего убеждения принимает решение о наличии преступления, он может толковать судебные решения, он может сегодня сделать с любым гражданином РФ все что угодно».
Руководитель кремлевской администрации Сергей Иванов донес до следователей наказы президента. Фото РИА Новости |
Впрочем, глава СК Александр Бастрыкин свое вчерашнее выступление начал оптимистично: год был подобен испытанию, и страна его прошла – авторитет России за границей крепнет, а правопорядок в пределах границ остается стабильным. Отметим, что в некоторых пунктах своей речи руководитель СК с выступлением главы администрации президента пересекся. Так, согласился он, необходимо активизировать работу по противодействию коррупции. Эта мера, по его словам, продиктована кризисом, а ее реализация получается через укрепление межведомственного взаимодействия со Счетной палатой и контрольно-счетными органами субъектов Федерации.
Нашлось место и своеобразной самокритике. За год, по словам Бастрыкина, к дисциплинарной ответственности было привлечено около 4 тыс. сотрудников СК. Численность состава ведомства, по различным данным, превышает 20 тыс. человек. Бастрыкин таким образом сказал нелицеприятно почти о пятой части своих сотрудников. В числе этих 4 тыс. – 1293 руководителя районного звена и 56 глав следственных управлений и их замов. «Эту практику, – сказал глава СК, – придется продолжить». Дело в том, что люди с мест вынуждены обращаться чуть ли не напрямую к главе ведомства, потому что не могут дождаться отзывчивости от низовых руководителей. Явление не повсеместное, но, надо полагать, вполне уже традиционное. Во всяком случае, Бастрыкин не зря пригрозил: «Если вы перестанете работать с гражданами, я начну работать с вами».
По мнению первого вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, сегодня предпринимается парадоксальная попытка и расширить полномочия силовиков, и сузить их: «Государство это делает, потому что сейчас кризис. Проблема состоит в том, насколько силовики послушны». В России, уверен Макаркин, сейчас необходимы демонстрационные вещи из разряда «силовик вмешался в конфликт между предпринимателями одной из сторон, и его за это уволили, как-то наказали».
На коллегии СК были вчера подняты и другие вопросы: о необходимости добиваться возмещения ущерба, нанесенного преступниками, о дополнительной регламентации валютных операций в целях противодействия спекулянтам, о скорейшей криминализации процесса создания финансовых пирамид. Впрочем, общественная реакция последовала исключительно на поднятую Бастрыкиным проблему приоритетности международного права над российским. Глава СК обратил внимание на безусловный приоритет в Конституции (статья 15 пункт 4) и Уголовно-процессуальном кодексе РФ норм международного права над национальным законодательством. В то же время в других странах, по его словам, «действуют более гибкие механизмы». Бастрыкин отметил, что «устранение в законодательстве этих, образно говоря, диверсий правового регулирования укрепит независимость РФ в правовой сфере, вернет его к лучшим традициям отечественного судопроизводства».
Мысль эта, однако, не нова: похожие соображения высказывались и в обеих палатах парламента, и в Конституционном суде. Последний в лице его председателя Валерия Зорькина даже предлагал соответствующий механизм, работавший бы в виде одобрения в КС исключительно тех норм международного права, которые соответствуют национальной правовой системе.
Однако глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов заявил, что исключение из законодательства принципа приоритета норм международного права возможно только при принятии новой Конституции, а сейчас «не время этим заниматься». В схожей стилистике выразился и первый замглавы фракции «Справедливой России» Михаил Емельянов, по словам которого для изменения норм Конституции нужно созвать Конституционное собрание. А вот закона-то о нем до сих пор и нет.
В Думе пообещали поставленный Бастрыкиным вопрос рассмотреть. Глава комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин отметил, что он будет проанализирован «в рамках готовящегося отчета Госдумы о развитии законодательства за 2015 год». При этом он подчеркнул: «В целом ряде юрисдикций целого ряда стран, несомненно, существуют доминанты внутреннего законодательства. Более того, в том числе в рамках публичных дискуссий, возникали вопросы, несомненно, что в рамках этих вопросов суды ориентируют в целом ряде юрисдикций на применение национального законодательства».
Открытым пока остается вопрос: добавит ли авторитет Бастрыкина веса идее о приоритете норм национального законодательства – или дело, как и раньше, будет отложено в долгий ящик? В пользу первого варианта говорит вчерашняя же встреча Бастрыкина и Путина. Глава СК, в частности, предложил конкретизировать законодательство о расследовании экономических преступлений, которое, уверен он, «имеет составы, которые, к сожалению, не работают». Бастрыкин продолжил: «Мы в администрацию президента внесли некоторые предложения по совершенствованию закона о Следственном комитете и просили бы дать соответствующее поручение по оперативному рассмотрению нашего предложения». Президент ответил: «Хорошо. Давайте мы предметно это рассмотрим».