Фото Reuters
В Госдуму вчера был внесен законопроект, предлагающий создать единообразную систему финансирования региональных общественных палат. С 2016 года в бюджетах субъектов РФ для этого должна быть отдельная строка. Однако многие из них поражены дефицитом, а стало быть, будут просить целевых дотаций из Центра. Эта вроде бы техническая инициатива может привести к созданию в стране слабо зависящей от губернаторов «общественной» вертикали, на которую обопрется, к примеру, Народный фронт.
Авторы законопроекта – глава комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин и сенатор Людмила Бокова – в пояснительной части документа отмечают нынешнее разнообразие подходов к финансированию и курированию региональных общественных палат.
Так, в Новосибирской области за «финансовую, организационную, правовую, аналитическую, информационную, документационную и материально-техническую» составляющие отвечает помощник сопредседателя самой палаты. В 40 других субъектах РФ эти вопросы курируют специально созданные аппараты в форме госучреждений, еще в 43 – сотрудники отделов внутренней политики. Таким образом, налицо практически полная зависимость общественников от чиновников, а значит, нет никакой особой и активности.
Предложенная дата вступления законопроекта в силу – 1 января 2016 года. Расходы должны целиком лечь на региональные бюджеты, то есть будет конкретная строчка в официальном документе. Среди плюсов такой схемы авторы проекта называют «предсказуемость региональной социальной и экономической политики» и «обеспечение уровня защиты прав и интересов граждан».
Наибольший интерес здесь представляют три момента – имена авторов законопроекта, дата его вступления в силу и собственно финансовый механизм. Первый момент позволяет предположить, что законопроект обязательно будет принят. Остальные требуют некоторых разъяснений.
Напомним, что сегодня в стране сформированы вертикали трех ветвей власти. Или отчасти формально, как в случае с представительной и судебной сферой, или на практике, как в случае с властью исполнительной. Общественные палаты и независимые правозащитники с их горизонтальными оргструктурами в эту традицию пока не вписываются. Новый законопроект в случае его принятия это скорее всего исправит. Во всяком случае, для Общественных палат.
Сейчас связок между Общественной палатой (ОП) РФ и ее региональными аналогами не так и много. Последние фактически делегируют в ОП своих представителей, а еще участвуют в совместных селекторных совещаниях с федеральными коллегами. Теперь же, судя по всему, претворяется в жизнь замысел финансовой привязки общественных верхов и низов. Конечно, обеспечивать Общественные палаты вроде бы предлагается бюджетам субъектов РФ, однако многие из них сейчас с трудом покрывают и социальные расходы. Учитывая продолжающийся кризис, логично предположить, что средства для покрытия «общественных» статей в регионы будут поступать из Центра – полностью или частично и по крайней мере тем, которые не смогут самостоятельно обеспечить функционирование своих палат.
Впрочем, как известно, федеральный бюджет обязан дотировать только те полномочия, которые целенаправленно переданы регионам, все остальное делается по особым с ними соглашениям. Так что помощь можно будет оказывать только «послушным», то есть тем, которые обеспечили ослабление ныне весьма жесткого контроля за собственными Общественными палатами и которых определит, очевидно, сама же ОП через свой мониторинг.
Важно напомнить, что вообще-то нынешний секретарь ОП Александр Бречалов, растущую сферу полномочий которого отмечают разнообразные рейтинги, по совместительству трудится сопредседателем центрального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ). В обоих своих качествах он отвечает перед Кремлем за общественный контроль над деятельностью региональных и муниципальных властей. Напомним, что «фронтовики» взяли на себя обязанность мониторить исполнение майских указов президента Владимира Путина, что он уже не раз публично подтверждал. Таким образом, вертикаль Общественных палат с ее возможностями может стать для ОНФ серьезной опорой.