0
44061
Газета Политика Интернет-версия

28.01.2015 00:01:00

Навальный намерен опять рассердить горожан

Тэги: алексей навальный, домашний арест, оппозиция, антикризисный марш


алексей навальный, домашний арест, оппозиция, антикризисный марш Уличная оппозиция готовит ренессанс «белоленточного» движения. Фото Reuters

Мосгорсуд вчера признал законным продление домашнего ареста Алексею Навальному до середины февраля. В жалобе, поданной его защитой, это решение толкуется как «полная изоляция общественного деятеля Навального от общества». Политик ответил на него призывом ко всем оппозиционным силам провести 1 марта в столице антикризисный марш «Весна». Заявка на 100 тыс. человек похожа на попытку возродить массовые акции 2011–2012 годов.

По мнению Навального, массовые манифестации остались последним форматом взаимодействия власти и общества. К шествию он планирует привлечь костяк предыдущих митингов в 30–40 тыс. человек. Организаторами сейчас выступают Партия прогресса, РПР–ПАРНАС, Партия 5 декабря и «Солидарность». 

Добрать 60–70 тыс. политик намерен через единение оппозиционных сил, настаивая, что «тут нет первых и вторых ролей», и приветствуя «всех, кто разделяет наши требования», то есть, по его мнению, большинство граждан.

Требования несистемной оппозиции он обрисовал как «четкие и простые». И действительно, пункты выдвинутой вчера антикризисной программы протеста являются просто антипутинскими. В экономическом разделе – отмена контрсанкций и планов по конфискации пенсионных накоплений, а также прекращение «вливания сотен миллиардов в госкомпании» и сокращение военных расходов. Политическая повестка включает в себя «прекращение войны и любых агрессивных действий в отношении Украины», допуск оппозиционных партий и кандидатов к выборам и предоставление им эфира на центральном ТВ, а также отмену пропаганды в СМИ и освобождение политзаключенных.

Косвенно антипутинскую направленность акции подтверждает и сам Навальный, говоря, что власти за 15 лет с проблемами не справились. Однако оппозиция только пользуются левопопулистской риторикой, а реальное «большинство граждан» ее никогда и не поддерживало. Расчет же, судя по всему, делается на так называемых рассерженных горожан – настоящую основу митингов 2011–2012 годов. Повторить успехи трех-четырехлетней давности Навальный и другие лидеры партий правого толка намерены за счет того, что именно по этой категории людей кризис, похоже, бьет больнее всего.

Однако есть ряд оснований уже сейчас сомневаться в возможности возрождения массового протестного движения именно с 1 марта. И в первую очередь обращает на себя внимание именно эта дата анонсированного вчера марша. Месяц для организации антикризисного мероприятия, в то время как кризис вовсю бушует, а правительство уже выдвигает антикризисный план, – это по нынешним временам достаточно много. Так что, с одной стороны, до 1 марта у оппозиционных деятелей есть шанс друг с другом договориться, с другой – есть опасность с этими своими договоренностями не успеть за реальностью.

И действительно, сопредседатель РПР–ПАРНАС Борис Немцов вчера сказал «НГ», что идея марша не принадлежит исключительно Навальному – она общая и выработана коалицией оппозиционных партий. Причем из перечисленных требований только предстоит вычленить самые важные. Если марш состоится, то он, продолжил Немцов, будет отличаться от событий 2011–2012 годов – сейчас другие настроения, другая повестка. Тогда была борьба за честные выборы, теперь – борьба с кризисом. Участие парламентских партий исключено, так как это дискредитировало бы оппозицию.

Обеспечить массовость акций должны как раз выдвигаемые коалицией требования. Их, по словам Навального, разделяют и «многие вполне системные политики». Например, Евгений Примаков выступил со схожими заявлениями на недавнем заседании «Меркурий-клуба». 

Председатель «Яблока» Сергей Митрохин высказался за сужение круга затрагиваемых проблем. «Хотелось бы более эффективную акцию», – сказал он «НГ» и предложил сосредоточиться на требованиях, связанных с конфликтом в Донбассе и урегулированием отношений с Европой.

Причем к повторению сценария 2011–2012 годов Митрохин отнесся скептически: «Я не вижу сейчас никаких рассерженных горожан – я вижу подавленных. Они решают свои экономические проблемы, а не акции протеста организуют». Кстати, активисты «Яблока» не будут участвовать в марше, если придут националисты и левые радикалы.

Однако националисты не слишком хотят участвовать. «Нужно любить идею в себе, а не себя в идее», – сказал «НГ» глава высшего национального совета объединения «Русские» Дмитрий Демушкин, намекая на то, что националисты, впрочем, как и все остальные, в 2011–2012 годах выходили на улицы ради перемен, а не политиков. Оппозиционеры из партий правого толка, по его словам, заняли такую позицию, что в лучшем случае они не против участия националистов. В худшем – критикуют их. Второй вариант, продолжил Демушкин, чреват тем, что «скорее к ним националисты из «Антимайдана» придут».

Глава калининградского отделения «Гражданской платформы» (ГП) Соломон Гинзбург отметил, что протестное движение сейчас будет качественно иным, нежели три-четыре года назад: «Тогда протест сошел на нет, потому что был в большей степени формальным – не было представлено альтернативы действиям властей». Другими словами, нужна программа конкретных действий по выходу из кризиса. Требования же коалиции Гинзбург одобрил, но заявил, что этого мало. «Например, у нашего отделения ГП есть проект манифеста региональной оппозиции», – тут же уточнил он. Вопрос участия в марше, по его словам, будут решать члены политкомитета ГП.

Таким образом, получается, что 100-процентного единения среди оппозиционных сил пока нет. Помочь этому, по идее, должно то, что организацией, как отмечал Навальный, займется «оргкомитет не из 10 человек, а из 5 тыс.». Впрочем, без слаженных действий именно лидеров оппозиции обеспечить массовость акции будет невозможно.

Серьезным грядущее «весеннее наступление» счел гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков: «Пожалуй, впервые оппозиция выходит еще и с социальными требованиями, с которыми сложно спорить». Однако многое будет зависеть от трех вещей. Первая – социально-экономическая ситуация в стране. Она, судя по всему, не улучшится. Вторая – регионы, где сейчас «обстановка непростая», но нужно как следует подготовиться. И, наконец, третья – как поведут себя власти, то есть будут ли они мешать маршу.

Скептически к возможности возрождения массового протестного движения отнесся первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. По его словам, оппозиция сейчас не та – часть ее сторонников «перешла на сторону власти по поводу Крыма и Украины – это левые и националисты». Причем и население сохраняет консолидацию вокруг власти. Настроения людей имеют антизападный и антиоппозиционный характер. В экономических трудностях, согласно общественному мнению, виноват Запад, а народ пока верит в то, что власть найдет выход. Горожане, заключил Макаркин, может быть, опять и рассержены, но скорее на президента США Барака Обаму.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1224
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
773
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
542
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
778

Другие новости