Телекомпания Bloomberg российский закон о запрете рекламы на платных каналах исполняет с огоньком. Фото Константина Ремчукова
Госдума продолжает очищение российских медиа от иностранных инвестиций. Для решения проблемы с запретом рекламы на платных телеканалах выдвинута идея ввести понятие «национальный продукт СМИ». Им будет считаться любой материал, созданный в России в основном на российские же деньги. Заграничное финансирование допускается не более чем на половину сметной стоимости. Трансляция такого продукта и выводит тот или иной телеканал обратно на рекламный рынок. Однако нет сомнений, что в перспективе новое понятие пригодится и в других целях.
С 1 января в России запрещена реклама на тех телеканалах, которые транслируются за плату или через декодирующие устройства, то есть, по замыслу властей, и так могут зарабатывать себе на существование. В свое время, когда этот запрет вводился, ходили упорные слухи, что это делается для подрыва финансов оппозиционной телекомпании «Дождь». Однако принятый Госдумой закон вызвал большой скандал в регионах – именно власти субъектов РФ оказались главными лоббистами отмены данного политически мотивированного запрета. Под конец года в ситуации разобрался Народный фронт и тоже призвал откорректировать законодательство в сторону большего здравомыслия. Поэтому значительная часть телеканалов с нового года и не подумала закрываться.
И вот теперь в Госдуму сопредседателем Центрального штаба ОНФ Ольгой Тимофеевой внесен законопроект, призванный отрегулировать сложившуюся сложную ситуацию в правильную сторону. «Принятие законопроекта будет иметь социально значимый эффект, а также послужит поддержкой отечественного производителя продукции СМИ, в том числе СМИ, которые выпускают социально значимые проекты», – говорится в пояснительной записке. Достичь этого предполагается через введение понятия «национальный продукт СМИ». Определение ему дается не слишком замысловатое – это «продукция, созданная российскими физическими или юридическими лицами по заказу российского СМИ и в случаях, если отечественные инвестиции в производство указанной продукции составляют 50% и более».
В законопроекте уточняется, что речь идет о процентах от сметной стоимости, но все окончательные решения, что это такое в каждом конкретном случае, будет принимать Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Стоит отметить, что это своего рода прецедент: до сих пор ФАС никакого отношения к контролю за деятельностью массмедиа в нашей стране не имела. А сейчас именно ведомство Игоря Артемьева должно разработать форму, в которой то или иное СМИ будет подтверждать свой «финансовый патриотизм».
«Реализация законопроекта позволит неэфирным каналам, распространяющим национальную продукцию, сохранить социально-экономическую независимость осуществления своей деятельности и полноценную возможность размещения рекламы», – уверяется в законопроекте Тимофеевой. Однако в своей поправке к закону о СМИ она вовсе не ограничивает действие нового термина только телевидением. Новое понятие, судя по всему, будет универсальным и для печатных, и для электронных изданий. И если оно пока здесь никак не применяется, то ведь борьба с иностранным вмешательством в российские внутренние дела еще далеко не закончена.
Напомним, что уже сейчас принят закон об ограничении зарубежных инвестиций в российские СМИ долей в 20%. Теперь же, уверил источник «НГ» в аппарате Госдумы, появляется новое интересное ограничение свободы высказываний. «Национальный продукт, производить и использовать который СМИ заставляют под угрозой финансового краха, без сомнения в основном будет по содержанию и патриотическим, и провластным», – пояснил он. По его словам, это можно рассматривать как аналог продовольственных антисанкций.