Глава Минюста Александр Коновалов получил иск от партии Алексея Навального. Фото РИА Новости
До конца недели Замоскворецкий суд Москвы должен рассмотреть иск Партии прогресса (ПП) Алексея Навального к Минюсту. Эта политструктура пока значится на сайте ведомства предварительно зарегистрированной и поэтому в выборах участвовать не может, а вскоре она и вовсе может быть ликвидирована.
Иск ПП к Минюсту был подан 12 января. Данное заявление в суд, как подчеркивают в партии, по закону должно рассматриваться в течение пяти календарных дней, а это значит, что крайний срок первого заседания – суббота. Однако на момент сдачи этого номера «НГ» в печать дата назначена не была.
Основное требование, которое представители Навального выдвинули к Минюсту, – включить ПП в перечень партий, имеющих право на участие в избирательных кампаниях.
Пока же ее статус такой – политструктура находится в списке партий с предварительной регистрацией. Это и ставит ее в странное положение – вроде бы она в природе есть, но ни в каких выборах участвовать не может.
ПП пытается получить у ведомства Александра Коновалова официальную регистрацию без малого год – с февраля 2014-го. Ей необходимо заверить в Минюсте 43 региональных отделения, что партия все-таки сделала в прошедшем октябре. В ведомстве в ответ заявили, что никакую регистрацию ПП не получит – отведенный по закону на заверение отделений шестимесячный срок истек в августе. Соратники Навального принялись объяснять, что все это время они провели в судах, оспаривая незаконные, по их мнению, отказы региональных подразделений Минюста в регистрации партячеек в большинстве субъектов РФ. «Между тем в соответствии с законом в случае судов срок регистрации продлевается», – сказал «НГ» глава подмосковного отделения ПП Федор Езеев.
После подачи подтверждающих документов о состоявшейся регистрации 44 своих филиалов ПП посчитала закон исполненным и несколько раз даже пыталась зарегистрировать кандидатов на различных муниципальных выборах. Избиркомы ее партсписки ожидаемо не пропускали, но вот районные суды в подмосковной Кашире и Архангельске однозначно признавали, что кандидаты ПП имели право на регистрацию. Впрочем, вышестоящие суды все подобные решения отменили.
«По закону партия не может пребывать в состоянии, когда она есть, но в выборах участвовать не может, – заявил Езеев. – Минюст обязан требовать в суде лишения нас регистрации, но и этого не происходит». «Очевидно, что нас не хотят пускать на выборы. Мне очень хочется тешить себя надеждой, что нас просто боятся, – подчеркнул он. – В любом случае дорога в ЕСПЧ из России протоптана – именно там свою регистрацию в итоге получила Республиканская партия России (ныне РПР–ПАРНАС. – «НГ»)».
Источники «НГ» в ряде региональных отделений Минюста, напротив, винят во всем «навальнистов»: якобы те нарочно не предоставляли копии некоторых документов и срывали регистрацию, а в качестве юриста у них по всем регионам ездит только один Дмитрий Крайнев – его, мол, явно на всех не хватит. В ПП это опровергают. По словам Крайнева, неофициально в ведомстве уже говорили, что обязательно ликвидируют партию, едва только закончатся ее многочисленные суды: «Мол, до завершения процесса обжалования сделать этого не могут чисто технически». Официальная же позиция Минюста заключается в том, что партия не уложилась в срок и 25 региональных отделений из 44 зарегистрированы за его пределами, уточнил юрист.
Смысл этой игры в кошки-мышки скорее всего заключается в том, что Минюст и сам до конца не знает, какое решение принять в отношении партии Навального.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что нерегистрация партии связана с политическим решением: «Навальный вообще сейчас находится в таком промежуточном состоянии: вроде ходит свободным, а вроде постоянно под угрозой, что снова его посадят. Партию прогресса держат в подвешенном состоянии, как и самого Навального, потому что власти это выгодно». По словам эксперта, достаточно посмотреть на огромное количество партий, которые никому не известны и которые без всяких видимых проблем прошли регистрацию: «Проблемы Навального те же, что есть и у других оппозиционеров, другое дело, что он – известная раскрученная фигура, и поэтому его проблемы привлекают значительно больше внимания». n