Сергей Митрохин: участие партии в выборах зависит от ситуации в каждом конкретном регионе. Фото РИА Новости
В 2015 году «Яблоко» может сосредоточиться на подготовке к выборам в Госдуму и отказаться от участия как минимум в половине региональных избирательных кампаний. Об этом «НГ» рассказал председатель партии Сергей Митрохин. Однако, по данным «НГ», такое возможное решение прежде всего связано с ограниченным финансовым ресурсом организации.
Дискуссия о том, участвовать ли вообще в выборах 2015 года, по данным источников «НГ», развернулась на одном из последних политсоветов «Яблока». Причин для отказа от участия несколько – тут и сложная финансовая ситуация, и неблагоприятная политическая конъюнктура, и необходимость аккумулировать ресурсы для достижения хотя бы минимальных успехов на выборах в Госдуму 2016 года.
Сергей Митрохин сказал «НГ», что участвовать в региональных выборах партия все-таки будет. По словам председателя «Яблока», действительно были предложения сконцентрироваться на определенных регионах, а не финансировать все кампании подряд: «Мы, как обычно, приняли соломоново решение. Будем поступать в зависимости от ситуации».
По словам политика, в сентябре пройдет более 30 избирательных кампаний, в части которых «Яблоко» могло бы участвовать. «В 15 или 20 «Яблоко» будет представлено», – сказал он. В партии поясняют, что такой подход прежде всего связан с дефицитом средств. «На кампанию закладываются определенные суммы, – сказал «НГ» источник в «Яблоке». – Мы не ставим цели участвовать во всех или в как можно большем количестве выборов. Только там, где есть сильные кандидаты, шансы на успех и где политически важно участвовать».
Другие источники «НГ» в партии подчеркнули, что достаточно дорогостоящей была недавняя кампания в Мосгордуму, деньги спонсоров для которой, по некоторым данным, привлекал основатель «Яблока» Григорий Явлинский. Теперь же ресурсы предстоит аккумулировать в первую очередь для кампании в Госдуму, хотя до нее еще более полутора лет. Впрочем, сейчас госфинансирование «Яблока» выросло вдвое – со 120 до 240–250 млн руб. Однако парламентские партии получают в разы больше, заметил на это Митрохин, например «Справедливая Россия» из бюджета получает около 1 млрд.
Задача «Яблока» – на выборах в Госдуму 2016 года как минимум повторить результаты 2011-го. Фото РИА Новости |
Заметим, что наиболее интересными для «Яблока» являются выборы одномандатников, поскольку по спискам провести ей кандидатов в Госдуму значительно сложнее. И тут желание сэкономить понятно, поскольку кампания на одного одномандатника даже в небогатом регионе съест порядка 5% всего партийного бюджета.
Лидер ярославского отделения «Яблока» Владимир Зубков сказал «НГ», что действительно надо поощрять именно тех, кто активно работает: «Региональные кампании должны иметь перспективы. Скажем, в 2012 году мы провели выборы в Ярославле, и у нас есть фракция – пусть и из одного депутата – в муниципалитете города. Оценка перспектив – очень важный фактор». По мнению Зубкова, это можно сделать как раз через выборочную помощь. По оценкам Зубкова, кампания в самом Ярославле будет стоить 5–7 млн руб. А областная кампания обойдется минимум в два-три раза больше. Лидер ярославского отделения сказал, что спонсоров привлечь хотя и трудно, но все-таки возможно: «Это переговорный процесс: нужно просеять 300–500 человек, прежде чем найдешь одного-двух».
Глава подмосковного отделения «Яблока» Александр Гунько пояснил, что «если бы общество было демократическое, а бизнесу не мешали финансировать избирательные кампании, тогда было бы другое дело, но «Яблоко» – бедная партия, у нас нет олигархов-помощников, которые могли бы нас финансировать». В последнее время позиция партии заключалась в активном участии в местных выборах – и отказываться от этого не стоит, считает Гунько. «В Подмосковье есть перспективные города. Мы в прошлом году показали, что можно набирать хорошие результаты», – сказал он. По его оценкам, на то, чтобы провести успешную кампанию в облдуму Московской области, нужно до 100 млн руб.
«Логика руководства «Яблока» вполне разумна, – сказал «НГ» гендиректор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов. – В последние годы партия редко где добивалась успеха на выборах. У нее получалось провести одного-двух депутатов по одномандатным округам – и то только там, где выдвигалась «проходная» фигура и удавалось договориться с властью и конкурентами. Кампании, между тем, стоят немалых денег. Арифметика тут нехитрая. По итогам думских выборов, где «Яблоко» набрало 3,43% голосов, партия получает госфинансирование в размере около 250 млн руб. (с 2015 года – 110 руб. за один голос. – «НГ»)».
В принципе, продолжил Миронов, это весь бюджет партии, так как серьезных спонсоров в регионах у нее нет. Между тем нужно еще содержать административный аппарат. «Учитывая это, а также то, что федеральная избирательная кампания будет гораздо более дорогостоящей, чем региональные, партия логично принимает решение участвовать в выборах в регионах в 2015 году только там, где есть шансы получить хотя бы один депутатский мандат и отбить потраченные деньги, – сказал «НГ» эксперт. – Остальные ресурсы, надо полагать, будут сконцентрированы для рывка на думских выборах. Будет ли он результативен – покажет время, однако поработать придется».
«В 2015-м «Яблоку» надо доказать, что бренд жив, – сказал «НГ» глава Политической экспертной группы Константин Калачев. – Если вспомнить эсэров, то локальные успехи позволили им и на Госдуму интересантов найти, поэтому лучше не экономить на последнем перед Госдумой выборном цикле».
В 2015 году, по официальной статистике Центризбиркома, пройдут выборы в парламенты 11 субъектов РФ и 25 городских дум, а также 5 прямых мэрских кампаний и 11 губернаторских выборов. В последних «Яблоко» в последние годы участвовать не могло из-за невозможности пройти муниципальный фильтр.