Кроме выявления помех радиочастотная служба займется контролем за Интернетом. Фото с сайта www.rfs-rf.ru |
Ужесточение в России правил работы Интернета диктует необходимость усиления полномочий радиочастотной службы (РЧС), входящей в состав Роскомнадзора. Эта прежде чисто техническая структура уже сейчас отвечает, например, за мониторинг телеэфира, печатных и электронных изданий и вообще всей Сети. Теперь же РЧС может быть предоставлено и право на некую оперативно-разыскную деятельность. Это означает, что из технической служба превращается в специальную.
Роскомнадзор разместил на интернет-портале для общественного обсуждения проектов нормативных актов предложения об уточнении полномочий службы по обеспечению регулирования использования радиочастот и радиоэлектронных средств.
Для краткости данная структура в официальных документах называется радиочастотной службой (РЧС). Она входит в состав Роскомнадзора, причем достаточно сложным образом. Единого руководящего органа и идущей вниз вертикали в этой системе как таковых нет. Например, в Москве располагается некое федеральное государственное унитарное предприниятие (ФГУП) «Главный радиочастотный центр». Здесь же, в столице, находится и ФГУП «Радиочастотный центр ЦФО», у которого филиалы разбросаны по всем федеральным округам. Однако эти конторы не самостоятельны, а подчинены центральным и региональным подразделениям ведомства Александра Жарова.
Судя по официальным сайтам этих центров, РЧС была создана исключительно для контроля за радиотехническим и, шире, всем связным оборудованием. И до сих пор большая часть полномочий РЧС направлена именно на эти проблемы – проверка электромагнитной совместимости, измерение уровней излучения, поиск помех – природных или технологических, выявление неправильно или незаконно применяемых устройств и т.д. Однако чем более силовым ведомством для сферы телекоммуникаций становится сам Роскомнадзор, тем больше полномочий получает и его техническая служба, все больше превращающаяся в специальную.
Роскомнадзор над российским Интернетом имеет действительно большую власть. А инструментом в руках чиновников как раз и выступает РЧС. В проекте приказа Роскомнадзора говорится, что РЧС, например, будет участвовать в «мероприятиях систематического наблюдения и мониторинга, проводимых территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций». Дальше в бумаге следует весьма интересный перечень того, что РС может делать реально.
К примеру, она получает такое право, как «выезд на место осуществления деятельности лица, в отношении которого осуществляется мероприятие систематического наблюдения, на место размещения принадлежащих ему объектов, сооружений, технических средств связи, к которым имеется свободный доступ неопределенного круга лиц, с целью документирования, в том числе с применением фото- и видеофиксации, возможных нарушений в деятельности данного лица, а также других обстоятельств, имеющих отношение к его деятельности». Если говорить проще, инспекторы РЧС станут проводить своего рода оперативно-розыскные мероприятия, хотя, конечно, и без права на устройство обысков и изъятие вещдоков.
Не менее интересные обязанности РЧС – мониторинг теле- и радиоэфира, печатных и сетевых изданий, а также исследование их на предмет нарушения законов. Отдельным пунктом идет право РЧС проверять исполнение операторами связи норм, которые были за два последних года приняты в отношении Интернета.
Напомним, что тут власти стараются повсеместно прописать универсальный подход. Если к какому-то ресурсу в Сети появляются претензии, то предъявляются они, по сути, одним путем – через его внесудебную блокировку. И отменяется она только после исполнения всех выдвинутых требований о снятии той или иной незаконной или запрещенной информации. Вот РЧС и призвана контролировать операторов связи, чтобы они не уклонялись от блокировки своих клиентов.
Так что еще одно записываемое за РЧС полномочие – «мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – в принципе не удивляет. Хотя это трудное дело – мониторить Всемирную паутину. Но сказать, что это технически малореально, нельзя. Согласно одному из изменений законодательства, все операторы связи, обеспечивающие выход в Интернет, должны получать у РЧС некие «технические средства контроля за соблюдением оператором связи требований закона». Они устанавливаются операторами в обязательном порядке на связные узлы, чтобы обеспечивать возможность Роскомнадзору осуществлять контроль за этими операторами «в автоматическом режиме».
В проекте приказа Роскомнадзора есть и такое любопытное положение: РЧС предоставляет материалы проведенных работ и расследований в специальном заключении, которое в том числе «должно содержать данные, указывающие на наличие признаков нарушений в деятельности лица, в отношении которого осуществляется соответствующее мероприятие». То есть если проверка была назначена, то нарушения обязательно должны быть.