Оппозиция уверена в росте протестных настроений в ближайшие месяцы. Фото Зураба Джавахадзе/ТАСС
Украинская революция может оказаться очень полезной для российских чиновников. Тяжелые последствия евромайдана резко затормозили рост протестных настроений россиян. Тем не менее именно экономические проблемы все больше беспокоят граждан РФ, которые все же не исключают для себя участие в акциях протеста. Такие результаты опросов представили вчера в Комитете гражданских инициатив, которым руководит экс-министр финансов Алексей Кудрин.
Протестная активность российского населения держится пока на низком уровне. Тенденция к росту есть, но действует мощный сдерживающий фактор – разрушительные последствия украинского евромайдана конца 2013 – начала 2014 года. При этом только затяжной экономический кризис в России сможет как-либо переломить эти тенденции, считают эксперты.
Россияне отрицательно относятся к оппозиции и в целом опасаются протестных митингов. Об этом говорилось вчера в докладе по результатам исследования, которое проводилось по заказу КГИ. Для выяснения настроений россиян использовался метод подробных интервью в 14 фокус-группах в трех городах России: в Москве, во Владимире и в Гусь-Хрустальном.
Наблюдается ярко выраженный протест против любой оппозиции – протест против протеста среди населения. «У людей произошла ретроспективная переоценка их отношения к политическим протестам, происходившим в Москве и других в крупных городах в 2011 – начале 2012 года», – рассказал вчера автор доклада президент партнерства «Новый экономический рост» Михаил Дмитриев. Теперь большинство опрошенных в фокус-группах респондентов относится к прошлым протестам более негативно. Причиной для переоценки стали последние украинские события. Фактически майдан стал своеобразной прививкой от подобных протестов в РФ, считает Дмитриев.
К тому же респонденты уверены – в России подобные события просто не могут повториться. В частности, большинство из них высказывали мысль о том, что президент РФ Владимир Путин не допустит повторения майдана в России. А значит, резюмируют в КГИ, нет особых оснований для возникновения политических протестов в стране.
Напомним, что на пике протестных настроений в 2011–2012 годах о готовности протестовать заявляли чуть менее 20% граждан РФ. А во второй половине 2014 года таких нашлось не более 4%.
Однако, предупреждает Дмитриев, отношение к протестам по экономическим причинам изменилось. Интерес к экономической политике в противовес внешней проявляет все больше граждан. Согласно данным исследования, население испытывает острый дефицит объективной информации о внутренней социальной-экономической обстановке. «Люди ищут для себя альтернативные источники информации в западных СМИ, в Интернете и социальных сетях. Например, мы видим, что люди одобряют внешнюю политику президента, но разочарованы ситуацией внутри страны», – поясняет Михаил Дмитриев. При этом подчеркивает, что его результаты скорее всего устарели – ведь все опросы проводились с 6 по 14 декабря, то есть до рекордного обвала рубля.
Валютная и банковская паника, а также ажиотажная скупка импортных товаров наверняка изменили настроения россиян. В пиковые дни на прошлой неделе рост валютно-обменных операций был шестикратным, заявил вчера заместитель председателя правления Сбербанка Александр Торбахов. Одновременно увеличилось и количество транзакций в банкоматах Госбанка. «Трафик был на 40% выше обычных дней», – уточняет Торбахов.
Однако и до пика девальвации и последующей за ней валютной паники страх перед ростом цен уже был сопоставим со страхом возможной войны. В ходе опросов респондентов просили оценить свой страх по пятибалльной шкале относительно различных событий. Ноль соответствует отсутствию страха, а 5 – его максимальному уровню. Оказалось, что наибольшую озабоченность у россиян вызывают угроза войны, безработица, рост цен, ухудшение здравоохранения и образования в стране. При этом страх войны в среднем получил оценку в 4,3 балла, а опасения роста цен – 4,2 балла.
Основными же факторами усиления или уменьшения протестной активности, по мысли Дмитриева, выступают экономическая нестабильность и конфликт в Украине. Например, в случае усиления экономического кризиса в стране, но без последующего обострения украинского конфликта во всех бедах население ожидаемо будет винить чиновников, а вместе с ними Центробанк и российское правительство – предполагает эксперт. Но если усиление нестабильности в РФ будет происходить на фоне обострения украинского кризиса, то основной вектор социальной агрессии будет направлен как на российских чиновников, так и на США.
К тому же, подчеркивает социолог, в условиях усиления экономического кризиса доходы и текущее потребление станет основным запросом населения, а значит, вытеснит внешнеполитические приоритеты на второй план. «Фактически мы вернемся к показателям 1990–2000 годов, когда основные социальные протесты носили именно экономический характер и касались выплаты зарплат, пенсий и прочего», – пояснил он.
Между тем сами участники протестов уверены, что тормозящее влияние последствий украинского майдана – временный фактор. «Уже в ближайшие месяцы протестная активность будет возрастать. При дальнейшем ухудшении экономической обстановки люди будут задавать властям все больше и больше вопросов», – уверен председатель московского отделения партии РПР–ПАРНАС Илья Яшин.