Рифат Шайхутдинов не исключает скорого возвращения Михаила Прохорова на пост лидера партии. Фото с сайта www.civiplatform.ru
«Гражданская платформа» (ГП) намерена по итогам выборов 2016 года войти в Госдуму. Эта цель была озвучена в минувшие выходные на форуме партии. Причем, как ранее сообщала «НГ», власть в ГП, судя по всему, окончательно перешла в руки председателя политкомитета Рифата Шайхутдинова.
«Гражданская платформа» определилась с целями на ближайшие два года. Причем партия даже не стала созывать свой федеральный гражданский комитет, а ограничилась лишь форумом. «Главной политической задачей партии является защита интересов всего национального бизнеса, представителей свободных профессий и квалифицированных специалистов», – сказал на мероприятии нынешний руководитель партии Рифат Шайхутдинов. Впрочем, основатель ГП Михаил Прохоров не оставил ее насовсем. На форуме он выступил с докладом об особенностях экономической ситуации в России, рассказав о важной роли пропаганды демократических ценностей.
Тем не менее есть все основания полагать, что сейчас вся власть в партии фактически сосредоточена в руках Шайхутдинова, а сам Прохоров окончательно устранился от ее руководства. В частности, на днях стало известно, что бизнесмен отказался от текущего финансирования партии, оставив за собой лишь спонсорство ее общественных проектов. Шайхутдинов, в свою очередь, отметил, что «мы уже год живем на средства не Михаила Дмитриевича. Партию создавали 12 человек, 11 из них продолжают ее финансировать. Нам вполне хватает».
С другой стороны, сами партийцы не верят в окончательный уход Прохорова. Так, глава калининградского отделения ГП Соломон Гинзбург уверен, что «Прохоров никуда и не уходил». Он не исключает, что бизнесмен может возглавить партию ближе к парламентским выборам. Впрочем, не исключает этого и Шайхутдинов. На днях он сказал, что Прохоров «может вернуться в любой момент».
Гинзбург объяснил «НГ», что, по мнению Прохорова, «прыжок в никуда» никому не нужен – требуется достичь определенной цели. «Прохоров владеет достаточно большим объемом информации, я понимаю, что у него свои непростые отношения с первым лицом в государстве, но они есть», – подчеркнул Гинзбург. Он предположил, что дистанцирование Прохорова от партии связано с тем, что тот «не хочет иметь дело с людьми, которые не совсем вправе решать политические судьбы страны, где бы они ни находились – в Кремле или на Старой площади».
Глава калининградского отделения также рассказал о реакции партийцев на его заявление о необходимости ГП «оставаться оппозиционной силой». С этим согласилось больше половины зала.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин сказал «НГ», что перспективы ГП на парламентских выборах все-таки слабые именно из-за отсутствия желания у Прохорова на постоянной основе финансировать партию: «Он совмещал две функции: известный человек, кандидат в президенты, получивший хороший результат, – и спонсор партии. Сейчас нет ни того, ни другого». Эксперт отметил, что избиратели и сами во многом разочаровались в Прохорове – ведь речь идет о его самоустранении из политики. «Но если Прохоров вернется, то шансы партии улучшатся, – продолжил Макаркин. – Вопрос в том, насколько нужно Прохорову возвращаться в политику с ее постоянными проблемами и необходимостью заниматься партийными делами».
Еще один важный вопрос, по мнению политолога, заключается в том, что сам Прохоров так и не определился со своим позиционированием между радикальной оппозицией, что чревато рисками в том числе и для его бизнеса, и провластной силой, что автоматически делает ГП партией второго или даже третьего уровня.