Валерий Зорькин выявил несправедливость в более легком наказании для мошенников-бизнесменов. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Вчера Конституционный суд Российской Федерации (КС РФ) огласил решение по одной из статей Уголовного кодекса (УК) о мошенничестве. Либерализация УК привела к тому, что обвиняемые в этом преступлении бизнесмены получают менее суровые сроки, чем обычные мошенники. КС РФ счел это неправильным и распорядился поменять закон. Однако впервые он жестко указал на то, что корректировка должна уложиться ровно в полгода. А иначе «предпринимательская» статья 159.4 УК потеряет силу.
От КС РФ, конечно, все традиционно ждали справедливости, но никто не ждал, что он проявит и суровость. Судьи дали правительству и Госдуме всего-то шесть месяцев для того, чтобы статья УК о мошенничестве в сфере предпринимательской деятельности была поправлена в соответствии с их замечаниями. А уж вот таких слов – «если же до окончания установленного срока необходимые изменения так и не будут внесены, статья 159.4 УК РФ автоматически утратит силу» – от КС РФ давно никто не слышал. Напомним, что обыкновенно в его решениях никаких сроков насчет их исполнения и не указывается. Потому что есть общее правило – в Госдуму соответствующий постановлению КС РФ законопроект должен поступить не позднее чем через полгода. А вот сколько над ним будут сидеть уже депутаты – об этом нигде ничего не написано.
Однако вчера судьи проявили настойчивость, причем в таком деле, которое от них этого, собственно, и не требовало. Напомним, что в КС РФ обратился один из судов, который столкнулся с таким казусом: гражданину, обвиняемому в мошенничестве, сама прокуратура попросила дать не 10 лет, а только 5. А все дело в том, что пока расследовалось его мошенничество, в результате которого клиенты строительной компании стали беднее на 7,5 млн руб., федеральная власть подвергла УК очередной либерализации. Из общей статьи 159 о мошенничестве было выделено сразу несколько, причем для предпринимателей была сделана отдельная и не самая жесткая по наказанию. Региональные судьи впали в ступор от такого очевидно неправедного решения и обратились в КС РФ.
Тот вчера не стал утверждать, что выделение бизнесменов в отдельную категорию – это неконституционное решение. Однако указал на то, что правоприменительная выглядит очень сомнительной. Скажем, именно в «бизнес-статье» УК особо крупный размер преступления был повышен до 6 млн руб., что в шесть раз ниже, чем было раньше. Не слишком хорошо КС РФ отозвался и о том, что мошенникам-предпринимателям назначается наказание средней тяжести, а значит, на свободу условно-досрочно они имеют возможность выйти раньше.
По словам федерального судьи Дмитрия Новикова, жесткость в решении КС РФ обусловлена недавней встречей его представителей с президентом Владимиром Путиным. Именно он, считает собеседник «НГ», дал суду отмашку на более решительные жесты. Президент, напоминает он, неоднократно ставил в пример Европейский суд по правам человека, чьи решения отличаются своей резкостью и безапелляционностью. Поэтому, подчеркивает судья, видимо, настала пора задуматься и над имиджем нашего КС РФ. «К тому же речь шла об изменениях в Уголовном кодексе, который должен быть четким и доступным как для понимания судей, так и обычных граждан». Однако сегодня, настаивает Новиков, Госдума над УК работает слабо, поправки пишутся с ошибками, «суды не понимают, как применять тот либо иной закон. Между самими судьями нередко в итоге возникают разногласия по поводу правоприменения». В результате такие коллизии потом и вынужден шлифовать КС. «Вчера суд нашел одну ошибку, а их – масса. И с учетом непродуманности работы наших законодателей со временем появляется все больше. Так что, по моему мнению, вчера КС сделал правильный ход – погрозил Госдуме пальчиком, мол, выполняйте свою работу качественнее, чтобы потом нам не приходилось отвлекаться от своей».