Тяжелая экономическая ситуция подталкивает Новороссию к налаживанию отношений с Украиной. Фото Reuters
Заявления президента Владимира Путина о поддержке территориальной целостности Украины думская оппозиция считает маневром для успокоения Запада и российских элит. Представители Новороссии заявили, что отстояли свободу «с оружием в руках», но хотели бы возобновления социальных выплат Донбассу.
После встречи с президентом Франции Франсуа Олландом Владимир Путин заявил, что Россия выступает за немедленное прекращение огня, уважает территориальную целостность Украины и призывает снять «элементы блокады Донецка и Луганска». Президент РФ подчеркнул, что Минские договоренности не выполняются обеими сторонами: «И со стороны властей Киева, и со стороны Донецка и Луганска – с обеих сторон – не все исполняется.
Но все-таки будем надеяться на то, что удастся выйти и Киеву, и Донецку, и Луганску на такие взаимоприемлемые развязки, которые удовлетворили бы все стороны и, самое главное, прекратили бы вооруженный конфликт на этом этапе».
Показательно, что ни одного слова о каком-то особом статусе самопровозглашенных ДНР и ЛНР Путин не сказал ни слова, но зато заявления о возможной автономии Донбасса прозвучали от Олланда. В Новороссии уже заявили, что приветствуют такие высказывания французского лидера. Вице-спикер Верховного совета ДНР Денис Пушилин назвал их «положительным сигналом».
Заявления Путина в ДНР оценивают сдержанно. «Я не вижу там трагедии, давайте дождемся какой-то конкретики», – сказал «НГ» спикер Верховного совета ДНР Андрей Пургин. По его словам, в уменьшении напряженности и прекращении огня заинтересованы все стороны, да и Минские договоренности, по его словам, действительно нарушаются: «Кто первым выстрелил, мы никогда не разберемся». Комментируя же высказывание Путина о территориальной целостности Украины, Пургин заявил, что ДНР и ЛНР все равно «движутся к построению собственного государства». «Мы с оружием в руках завоевали свою свободу. ДНР провела референдум за независимость. Это не значит, что мы не готовы к диалогу с Украиной, но мы не будем вступать с этой страной ни в какие политические альянсы», – объяснил он.
«Тот, кто думает, что можно по щелчку пальцев помирить воюющие стороны, пусть возьмет флаг Украины и пройдет с ним по улицам Донецка», – заявил «НГ» спикер парламента Новороссии Олег Царев. По его словам, ополченцы будут пытаться, с одной стороны, вести переговоры с Киевом и добиваться мира, с другой стороны – «строить Новороссию». При этом он добавил, что ополченцы рассчитывают на возврат Киевом в Донбасс пенсий и социальных выплат, поскольку «люди ждать не могут». Понятно, что, по сути, это будет означать финансовую зависимость от Украины.
Депутаты Госдумы, которая давно заявляет о необходимости признать ДНР и ЛНР, не исключают, что высказывания Путина – это попытка маневрировать и не более того. «Сразу изменить политику на 180 градусов он не сможет, даже если бы того и хотел», – заявил «НГ» депутат от «Справедливой России» Александр Тарнавский. По словам Тарнавского, «суть понятна, мы Новороссию официально пока не признаем, но на юго-востоке Украины надо налаживать жизнь и надо найти какой-то компромисс».
Депутат Госдумы от КПРФ Сергей Обухов напомнил, что Путин показательно не стал упоминать Новороссию и в прозвучавшем 4 декабря Послании: «Это было странно – «русская весна» стала крымской, Новороссия – юго-востоком Украины». По его словам, Кремль ежемесячно подает противоречивые сигналы, поскольку находится в ступоре из-за санкций: «Я думаю, что высказывание Путина рассчитано на Запад и прозападную российскую элиту. Стратегически отказ от Новороссии сулит для Кремля внутриполитические риски». По мнению собеседника «НГ», надо следить не за словами, а за делами: «Путин как чекист и дипломат истинные намерения всегда прикрывает противоположными смыслами. Я считаю, что Путин сейчас просто маневрирует».
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил, что на самом деле Путин никогда и не говорил, что Донецк и Луганск должны быть независимы. «У него звучала иногда формулировка «Новороссия». Но если мы посмотрим на Послание президента, там этот термин отсутствует, зато там есть сакрализация Крыма. То есть все остальное – обсуждаемо, можно как-то договориться и с Западом, и с Украиной. Интересно, что у него вместо «русской весны», включавшей в себя Донецк, Луганск, Одессу и Харьков, появилась «крымская весна», то есть российские амбиции ограничиваются Крымом», – отметил Макаркин. Он полагает, что изменение риторики связано с нежеланием получить новые санкции и вообще нести ответственность за восточные территории Украины, которые сейчас сильно разорены. «Россия не отказалась от идеи фактической федерализации Украины и ищет сейчас союзников на Западе. Наличие в Украине Донбасса с особым статусом и правом влияния на внешнюю политику было бы для Москвы приемлемо», – уверен эксперт. То есть Путин, по его мнению, изменил акценты, чтобы выторговать у Запада более выгодные условия по Украине.