КПРФ и ЛДПР продолжают требовать отмены моратория на смертную казнь для террористов. По информации «НГ», коммунисты уже подготовили обращение к президенту РФ. По мнению депутатов, в условиях обострения отношений России с Европой Кремль может и согласиться.
Коммунисты подготовили обращение на имя президента страны Владимира Путина с просьбой инициировать отмену моратория на смертную казнь в отношении террористов. К этому их подтолкнул арест так называемой банды ГТА, участники которой, по версии следствия, планировали совершить теракты в Москве и Подмосковье. В Компартии увидели в этом деле «след Украины». По словам главы юрслужбы КПРФ Вадима Соловьева, «несмотря на среднеазиатскую внешность преступников, действовали отнюдь не мусульманские террористы, а бандеровцы». И двигали ими не материальные побуждения, а политические мотивы: «запугать население, стравить людей между собой на национальной почве – и попытки эти могут повторяться».
Поэтому Компартия предлагает не тянуть с ответной реакцией, действовать быстро и жестко. Соловьев напомнил, что в 2012 году, несмотря на протесты правозащитников, президент Белоруссии Александр Лукашенко не отменил расстрела организаторов теракта в минском метро. Зато, подчеркнул депутат ГД, подобных трагедий в Белоруссии больше не повторялось: «А у нас каждый человек живет в страхе и ожидании, где же в очередной раз что взорвется».
Напомним: смертная казнь в нашей стране была отменена во времена президента Бориса Ельцина, что было основным условиям вступления России в Совет Европы. На смертную казнь был введен мораторий – вне зависимости от преступления. До этого же, в советские времена, а особенно в 30-е годы, в СССР действовало жесткое законодательство в отношении террористов. Правда, под этим термином имелись в виду чаще всего политические противники власти. Так, например, 10 декабря 1934 года Всероссийский центральный исполнительный комитет СССР принял постановление, где говорилось буквально следующее: «Следствие по делам о террористических организациях должно быть закончено в срок не более 10 дней; Кассационного обжалования приговоров, как и подачи ходатайств не допускается; Приговор о высшей степени наказания приводится в исполнение немедленно по его вынесению».
«Преступников расстреливали даже во время задержания», – напомнил о том времени Соловьев. Хотя, по его словам, сейчас эти меры являются чрезмерными: во избежание политической мести у обвиняемых, считает он, должно быть право обжаловать приговор в суде.
Кстати, идею о возвращении смертной казни для террористов в Госдуме поддерживает еще и ЛДПР, но Соловьев понимает, что без партии власти ничего не сделать. Однако «Единая Россия» будет противостоять инициативе до тех самых пор, пока ее не одобрит Путин. «Поэтому мы и намерены обращаться непосредственно к нему», – сказал парламентарий.
Замглавы конституционного комитета ГД Дмитрий Вяткин («Единая Россия») возмутился этими обвинениями: «Мне кажется, что делать ЕР крайней в этом вопросе – это своего рода политическая игра. Речь ведь не о нас, а о международных обязательствах, которые Россия приняла задолго до создания нашей партии». В разговоре с «НГ» депутат подчеркнул, что, вернув смертную казнь, Россия будет вынуждена выйти из Совета Европы, но «в настоящий момент никто этот вопрос не рассматривает».
Либерал-демократы тоже выступают за возвращение смертной казни, но у них другое мнение на счет того, кто к кому должен присоединяться. По словам депутата ГД Романа Худякова (ЛДПР), еще в декабре прошлого года он направил два официальных письма на имя главы правительства Дмитрия Медведева и спикера нижней палаты Сергея Нарышкина с просьбой рассмотреть возможность вернуть казнь для педофилов, серийных убийц и террористов. Ответа Худяков не получил: «Я думаю, они не хотели давать отрицательный ответ. Но и согласиться с моим приглашением им было бы крайне рискованно, они бы поставили под удар международные позиции России. И разрушили таким образом как политические, так и экономические договоренности с Европой». Сейчас же ситуация изменилась: «В первую очередь поменялась политика самой Европы по отношению к РФ, против нас введены санкции. Поэтому сейчас ЛДПР ждет ответа непосредственно от Медведева».
В «Справедливой России» раскритиковали думских коллег, помня, в частности, процитированный выше исторический документ. В первую очередь эсэры опасаются, что результатом отмены моратория на смертную казнь может стать ее превращение в орудие политической борьбы и расправы.
Между тем, по мнению замруководителя фракции СР Михаила Емельянова, потенциальная угроза терроризма больше связана с ошибками властей в миграционной политике и неэффективностью работы Федеральной миграционной службы (ФМС). «У коммунистов это скорее всего пиаровский ход. Проблема терроризма, в том числе если говорить и о «банде ГТА», – в огромном наплыве приезжих. Сегодня по России гуляют около 10 млн мигрантов, да они запросто могут устроить восстание, похлеще, чем в Новороссии!» Депутат уверен, что количество иностранцев в России нужно резко сокращать, однако власть не хочет работать в этом направлении: «Выступления главы ФМС Константина Ромодановского, наоборот, сводятся к тому, что надо легализовать как можно больше приезжих. И он не задумывается ни об изменении демографического состава населения, ни о росте преступлений со стороны мигрантов».
Емельянов заявил «НГ», что уже в ближайшее время вынесет на рассмотрение руководства партии предложение добиваться отставки Ромодановского. «И если со мной согласятся, то вот это предложение и ляжет на стол президенту», – заверил он.