Более половины трудовых мигрантов пока еще находятся на нелегальном положении. Фото Романа Мухамеджанова (НГ-фото) |
Вчера Совет законодателей при Федеральном собрании РФ обсуждал реализацию в стране государственной миграционной политики. Судя по статистике, говорить о ее высокой эффективности пока рано, но подвижки к этому есть. Руководители Госдумы и Совета Федерации предложили создать Кодекс для наведения порядка в законах, регулирующих въезд иностранцев в Россию, пребывание в ней и их трудовую деятельность.
Совет законодателей, созданный под эгидой Госдумы и Совета Федерации, составляют спикеры региональных парламентов. Вчера они обсудили актуальные проблемы миграционной политики страны. Федеральная миграционная служба (ФМС) предоставила свежие статистические данные. Глава ФМС Константин Ромодановский сообщил, что 80% гастарбайтеров составляют выходцы из стран СНГ. Количество же приезжих таково: «Без учета крымчан и украинских беженцев на территории России с различными целями находится почти 9,9 млн иностранных граждан. Почти 2,9 млн из них превысили сроки пребывания в России». Ромодановский уточнил, что почти половина иностранных гостей обосновалась в Москве и Санкт-Петербурге и что большинство из них остается в серой зоне – «на 2,7 млн законно работающих приходится 2,9 млн трудящихся незаконно».
Однако «движение есть», считает Ромодановский, ведь по сравнению с прошлым годом цифру нелегалов «впервые удалось приблизить к числу легально работающих». По словам Ромодановского, выдворить всех иностранных нарушителей из страны сегодня практически нереально – бюджет этого не позволяет. Поэтому ФМС решила закрывать обратный въезд в Россию иностранцам, которые нарушали миграционные законы нашей страны в том случае, если они из нее по каким-то причинам выехали. За совершение двух и более административных правонарушений в течение года въезд в Россию уже был закрыт для 1,1 млн человек. В Госдуме рассматривается законопроект, который устанавливает срок запрета на въезд на 10 лет тем, кто просрочил время пребывания в России более чем на год. Между прочим, по данным ФМС, таких нарушителей около 860 тыс.
И все же глава службы был вчера оптимистичен. Так, например, ведомство фиксирует заметное уменьшение количества «резиновых квартир». В Москве их количество сократилось в 37 раз. А в целом по России – с 10 с небольшим тысяч до 1859. За учреждение «резиновых квартир» уже привлечено к ответственности около 3,2 тыс. человек. За организацию же незаконной миграции стали привлекать в два раза чаще, чем в предыдущие годы.
Конечно, особое внимание Совет законодателей уделил ситуации с украинскими беженцами. По последним данным, их у нас около 2,6 млн. Это на миллион больше, чем в прошлом году. 240 тыс. из них просят Россию об убежище, а 115 тыс. – о разрешении на временное проживание. В центрах временного размещения (их около 840 по стране) находятся 39,5 тыс. Для осуществления трудовой деятельности, по словам главы ФМС, гражданами Украины оформлено 397,4 тыс. документов – 251,8 тыс. патентов и 145,6 тыс. разрешений на работу. Ромодановский, проанализировав работу ведомства с беженцами, предложил модернизировать систему разрешения на временное проживание: «Его получение должно стать обязательным для всех, кто планирует пребывать в России более 90 дней. Такая практика широко используется в Европе».
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко подчеркнула, что в размещение и обустройство более 800 тыс. человек из Украины было вовлечено большинство российских регионов. Она обратилась к их законодателям с просьбой «рассмотреть возможность расширения программы переселения соотечественников за счет участия в них граждан Украины, получивших убежище в России». Также она предложила подумать над обновлением с учетом современных реалий Закона «О беженцах», который был принят более 20 лет назад. Но ее главным предложением стала разработка специального Миграционного кодекса. «Мы совместно с Госдумой будем над этим работать», – сказала Матвиенко.
Спикер Госдумы Сергей Нарышкин поддержал такую систематизацию законодательства в сфере миграционной политики. Что же касается беженцев из Украины, то, по мнению Нарышкина, у истоков этой гуманитарной катастрофы стоял Запад.
Замглавы ФМС Елена Радочина пояснила, что уже и так за этот год по программе переселения соотечественников в Россию переехали 70 тыс. человек, или на 20 тыс. больше, чем планировалось. В результате возникла проблема с нехваткой для них жилья. По словам Радочиной, ведомство планирует создать рабочую группу по решению этого вопроса.
Однако, как заявил вчера председатель комитета ГД по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий, финансирование миграционной политики ничтожное. Он уверен: «Даже если увеличить господдержку до тех цифр, которые просит ФМС у правительства, это никак не бьет по бюджету, поскольку цифры на самом деле достаточно небольшие».
Председатель комитета СФ по социальной политике Валерий Рязанский высказался за то, чтобы «центр тяжести в работе с мигрантами перенести с федерального на региональный уровень». Вторая проблема, которую Рязанский считает необходимым решить, – недостаточное взаимодействие государства с потенциальными работодателями. Мигранты обходятся им дешевле местной рабочей силы, но социальные обязательства бизнеса перед ними расплывчаты. Поэтому властям «приходится закреплять правовые основы труда мигрантов, ограничивая тем самым поток дешевой рабочей силы».