Депутаты Госдумы дружно поддержали меры по ужесточению в партиях финансовой дисциплины. Фото РИА Новости
Госдума на этой неделе утвердит жесткие правила финансирования партий. Контроль государства за ними делается постоянным. Устанавливаются высокие штрафы и запреты на любые поступления иностранных денег. Таким образом, преимущество будет у парламентских партий, получающих деньги из бюджета.
Госдума провела вчера второе чтение президентского законопроекта об ужесточении финансовой дисциплины российских политических партий. Окончательное утверждение новых жестких правил состоится уже на этой неделе. Главная идея инициативы президента Владимира Путина заключается в том, что государственный контроль и надзор за партийными денежными операциями должен идти в постоянном режиме, а не только в ходе избирательных кампаний.
«Законопроектом предусматривается восполнить пробел и установить административную ответственность за незаконное финансирование деятельности политпартий, не связанной с их участием в выборах и референдумах, за использование средств, перечисленных (переданных) с нарушением правил, а также за нарушение требований к финансовой отчетности», – говорится в пояснительной записке.
Госдума, в которой сейчас уже практически размыта граница между партией власти и оппозицией, отнеслась к этому серьезному проекту индифферентно. Например, никто из оппозиционных структур не подал ни одной поправки, которую большинство могло бы отвергнуть и поместить в таблицу рекомендуемых к отклонению. Фракция КПРФ, впрочем, за документ голосовать отказалась, но публично плохих слов о нем не сказала.
Секрет такого равнодушия прост – жесткие ограничения, во-первых, устанавливаются исключительно против зарубежного спонсирования, а точнее, даже малейшего намека на его возможность, а во-вторых, создают преимущество для партий, которые деньги получают из госказны. Напомним, что таковыми являются пять партий – четыре парламентских и «Яблоко», которое на выборах в Госдуму в 2011 году смогло получить чуть более 3% голосов избирателей.
Враги же народа и российского государства, которые потенциально могут финансировать внутреннюю оппозицию, по версии обсуждавшегося вчера проекта, выглядят так: иностранные государства и юрлица, иностранные граждане и лица без гражданства, международные организации и международные общественные движения, некоммерческие организации (НКО) – иностранные агенты и НКО, которые за год до вступления в контакт с той или иной нашей партией получали деньги от перечисленных выше зарубежных источников или же от российских компаний, доля иноземного капитала в которых более 30%. Любые сделки с ними российским партиям запрещаются категорически.
Смотреть за их финансовой порядочностью обязаны будут Центризбирком и региональные избирательные комиссии, которые, напомним, работают на постоянной основе, так что труда им это не составит. Кстати, на время выборов, когда наступает действительно горячая пора, контрольно-ревизионные службы избиркомов задумано подкреплять делегируемыми специалистами из Центробанка и Сбербанка. Это положение отсутствовало в первоначальном президентском варианте и появилось в тексте законопроекта перед его вынесением на второе чтение. Госбанковские клерки помогут в выявлении как открытых нарушений правил финансирования кампаний, так и разнообразных хитрых схем.
Стоит отметить, что власти с каждым новым избирательным циклом бросают для пригляда за партийными кандидатами все больше госчиновников. Скажем, эксперты-графологи из МВД давно стали обязательными участниками так называемых рабочих групп, где проверяется качество представленных претендентами подписей граждан и решается, кого регистрировать, а кого валить. На последних кампаниях полицейские изо всех сил выявляли политиков, которые забыли или скрыли прошлые судимости, в результате чего им также отказывали от выборов. Теперь же привлекаемые банкиры помогут находить дополнительные основания для отсеивания плохих или по каким-то соображениям ненужных кандидатов.
Однако в перерывах между кампаниями финансовый контроль со стороны государства не имеет убийственной эффективности, как во время выборов. За нарушения в работе с деньгами ту или иную партию запросто не ликвидируешь. Поэтому ко второму чтению в проекте появился механизм фактической ликвидации политструктур через высокие штрафы. В первоначальном президентском варианте за неправильно взятые или оформленные пожертвования, непредоставление всякого рода справок и отчетов с партий предполагалось брать по 10 или 20, максимум по 30 тыс. руб. Теперь цена ошибки или махинации для них возросла в 10 раз. Например, за отказ от обязательного аудита бухгалтерских документов наказание составит от 400 тыс. до 1 млн. Кстати, эти 400 тыс. руб. можно схлопотать даже просто за пропуск времени проведения данного аудита.
Между тем по последним данным ЦИКа за второй квартал 2014 года о поступлении средств на счета партий видно, что лишь у десятка из тех 30 структур, которые ныне имеют право участвовать в выборах, денег оказалось более миллиона. А ведь они не нужны не только и не столько на штрафы, сколько на текущую деятельность – хотя бы на оплату труда юристов и бухгалтеров, которые правильно оформляют партийные документы и таким образом не подставляют работодателя под штрафные санкции. Вводимое сейчас ужесточение госконтроля неизбежно приведет к повышению затрат на такого рода специалистов, а значит, заставит многие партии подумать, а оправдывает ли их существование расходование большого количества дефицитных ресурсов.