Значительное количество опрошенных полагают, что референдум в Крыму был проведен без военной помощи со стороны России. Фото Reuters
Большинство по-прежнему поддерживает присоединение Крыма к России, но относится не очень одобрительно к участию наших добровольцев в событиях в Донбассе. Это следует из опроса Левада-Центра.
В октябре 55% опрошенных сообщили социологам, что поддерживают присоединение Крыма к России. В марте таковых было на 2% больше – 57%. Еще около трети (31%) заявили менее уверенно, что они «скорее за». «Скорее против» и «определенно против» выступает 7% и 2% соответственно. То есть за полгода мнение россиян практически не изменилось – колебания идут в пределах статистической погрешности, которая составляет 3–4%. Интересно, что среди противников присоединения преобладает аргумент о нарушении стабильности в регионе (68%), 23% указали на введенные против нас санкции, а 19% – на срыв Кремлем международных договоренностей.
Аргумент сторонников присоединения также однозначен: «Крым – это русская земля» (74%). Опасающихся нашествия на полуостров «правых радикалов» или его насильственной украинизации в разы меньше – 36% и 16% соответственно.
Не исключено, что именно данные результаты социологии не учла пропаганда, стремящаяся объяснить именно этими факторами вооруженное сопротивление юго-востока Украины. Кстати, получается, что россияне не поддерживают военное вмешательство в украинскую ситуацию. Например, по мнению 79% опрошенных, Крым был присоединен без применения военной силы, лишь 13% заявили об обратном.
В то же время большинство респондентов (68%) заявили социологам, что были бы категорически против участия их сыновей в войне на юго-востоке Украины на стороне ополченцев. 13% готовы поддержать подобное решение, 19% от ответа воздержались. Относительное большинство опрошенных (41%) одобряют расследования правозащитников, касающихся погибших и раненых российских солдат, которые, не исключено, могли участвовать в боях на юго-востоке Украины. 13% при этом «вообще не верят, что наши военные гибнут в Украине», 14% считают, что такие расследования могут повредить нашей стране, а 9% назвали подобную деятельность антироссийской.
29% респондентов убеждены, что погибшие на юго-востоке – это добровольцы, еще 24% расценивают информацию на этот счет «уткой» из Интернета, и лишь 15% называют наших десантников военнослужащими, направленными в Донбасс командованием.
«Присоединение Крыма люди считают итогом свободного референдума, без военного вмешательства. Это же распространяется на ситуацию вокруг ДНР и ЛНР – теоретически люди в большинстве поддерживают ополченцев, но не считают, что российские военные обязаны вмешиваться в этот конфликт», – заявил «НГ» заместитель директора Левада-Центра Алексей Гражданкин.
«Отношение к происходящему в Донбассе меняется. И дело не только в ухудшающемся социально-экономическом положении страны, при котором надо выбирать приоритеты. Образы ДНР и ЛНР не являются сколько-нибудь привлекательными. До россиян доходит наконец, что у жителей Донбасса был выбор между плохим и худшим. Их выбор – их проблемы», – сказал «НГ» глава Политической экспертной группы Константин Калачев. Он подчеркнул, что возвращение Крыма люди считают восстановлением исторической справедливости. «Вмешательство же в Донбассе – тема из другой оперы, – говорит эксперт. – Ни платить за это, ни тем более проливать свою или чужую кровь большинство не хочет. Повторюсь, дело не только в том, что самим уже приходится затягивать пояса. И не только в том, что сюжет перегрет и надоел. Просто эмоции первые схлынули, заработало рациональное. Да и фактов для осмысления ситуации прибавилось».