Омбудсмен Элла Памфилова достучаться до Кремля пока не смогла. Фото РИА Новости
Кремль устами пресс-секретаря президента уклонился от ответа на просьбу заступиться за общество «Мемориал». 13 ноября должен состояться суд по иску Минюста о ликвидации этой организации. Эксперты не исключают, что правозащитников подталкивают к тому, чтобы они согласились со всеми претензиями к ним.
Замечания Минюста выглядят чисто формальными. Как известно, ведомство Александра Коновалова против горизонтальной системы устройства историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал» и ставит под сомнение его общероссийский статус. Предупреждения Минюста «Мемориал» проигнорировал, настаивая, что тот не имеет права вмешиваться в осуществление гражданами своего конституционного права на объединение.
Верховный суд получил из Минюста иск о ликвидации правозащитной структуры. Заседание намечено на 13 ноября, хотя именно во второй половине этого месяца «Мемориал» планирует провести конференцию для внесения поправок в устав. Ситуация выглядит так, что госорган с помощью суда оказывает на общественников давление. Чтобы они даже и не думали, будто какие-то его претензии можно удовлетворить, а другие – напрочь отвергнуть. За «Мемориал» вступились российские правозащитники, глава президентского Совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов даже предложил стать посредником в споре Минюста и «Мемориала». Однако дата судебного заседания не была отменена или хотя бы перенесена. И тогда в ход пошла тяжелая артиллерия.
В прошедшую субботу стало известно, что уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова обратилась к президенту Владимиру Путину. «Не подвергая сомнению основания, по которым Минюстом был подан иск, полагаю, что было бы целесообразно дать возможность обществу «Мемориал» внести необходимые исправления в устав в соответствии с требованиями законодательства на предстоящей 20–23 ноября конференции организации», – написала омбудсмен. Памфилова уверена, что «несправедливо ставить на грань ликвидации всего лишь по формальным признакам одну из старейших российских общественных организаций, внесших огромный вклад в развитие российского гражданского общества». Просьба к Путину у нее небольшая – «рекомендовать Минюсту отозвать данный иск из Верховного суда, что позволит обществу «Мемориал», выполнив все требования Минюста, продолжить свою деятельность».
Памфилова в письме напомнила президенту о его мнении на тот счет, что государство должно помогать развитию гражданского общества и особенно той его части, которая занимается правозащитной деятельностью.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков это заявление комментировать не стал, заметив только, что об обращении Памфиловой в Кремле пока ничего не известно. «Я не могу сказать, поступило оно или нет, потому что, во-первых, сегодня выходной день, а во-вторых, мы находимся не в Москве, а в Пекине», – сказал вчера Песков. Однако более серьезными выглядят другие его слова – о том, что, конечно, рассматриваются так или иначе все обращения, но в любом случае это может произойти только после возвращения Путина из-за границы, то есть не ранее 16 ноября.
Таким образом, получается что-то очень похожее на ответ Путина по поводу ареста медиамагната Владимира Гусинского в 2000 году – дескать, из-за границы до генпрокурора РФ дозвониться не смог. Хотя всем известно, что глава государства всегда обеспечен связью со страной в любой точке мира. Тем не менее глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева считает, что «пребывание в Пекине – довольно веское основание». Она полагает, что президента, который больше занят внешней политикой, чем внутренней, вряд ли будут тревожить «Мемориалом» и обращением Памфиловой. Алексеева «Мемориалу» сочувствует, но отмечает, что судьба этой организации для Путина важным делом не является.
Член СПЧ Илья Шаблинский подчеркнул: «В том, что курс на ужесточение отношения государства к НКО не отменен и реализуется, сомнений нет. Сама по себе претензия Минюста к «Мемориалу» выглядит нелепо и вызывающе некрасиво». Он предположил, что Кремль допускает ликвидацию «Мемориала» в том случае, если тот не выполнит требований Минюста. По словам Шаблинского, у него есть личный опыт жалоб Путину на различные безобразия. В последний раз это было заступничество за наблюдателя на выборах, которого избили до потери сознания прямо в помещении избирательной комиссии в подмосковной Балашихе. «На заседании СПЧ Путин сказал: «Мы разберемся». Спустя примерно пять дней этому человеку – Андрею Скороходову – пришло письмо из Следственного комитета, что «оснований для возбуждения уголовного дела нет», – сказал правозащитник. Его мнение таково: демократические институты сейчас защитить некому.
Гендиректор Центра политических технологий Алексей Макаркин полагает, что раз Кремль взял курс на ужесточение в отношении НКО, то он демонстративно не хочет вмешиваться в разбирательство между Минюстом и «Мемориалом». Тем более что у власти сейчас другие приоритеты, заметил эксперт. «Для Кремля, если брать конкретно «Мемориал», – это люди, которые концентрируют внимание на сталинских репрессиях, лагерях и т.д., а сейчас как раз принято концентрировать внимание на совсем других моментах – объединяющих и мобилизующих», – пояснил Макаркин. Он уверен: слова Пескова – «демонстрация, что Кремль в таких организациях не заинтересован».