В горсовете Челябинска теперь заседают не депутаты, а делегаты. Фото с сайта www.chelduma.ru
В декабре подходит к концу срок реформы местного самоуправления (МСУ), предполагающей отмену прямых выборов мэров и гордум. Однако провел ее пока всего один крупный город России – Челябинск, а в других она приостановлена, говорится в исследовании Института приоритетных региональных проектов, проведенном для «НГ».
Фактически единственным крупным городом, где была полностью реализована двухуровневая система МСУ, остается только Челябинск. Реформа, напомним, заключалась в том числе в отмене прямых выборов мэра и формировании гордумы из низовых районных депутатов. В Челябинске таким образом избрали напрямую семь райсоветов, каждый из них делегировал по семь человек в городской парламент.
В итоге в нем теперь более 90% представителей «Единой России», большинство из которых являются бизнесменами, говорится в исследовании Института приоритетных региональных проектов. В сформированной гордуме Челябинска единороссов 45 депутатов из 49, по одному мандату у представителей КПРФ и ЛДПР, двое беспартийных. Понятно, что мэром города стал выдвинутый на региональной конференции ЕР Станислав Мошаров, за которого проголосовали 47 из 49 депутатов.
Однако сразу в целом ряде регионов реформа МСУ натолкнулась на противодействие элит. Есть, что более важно, в ней противоречие и рекомендациям Кремля на максимальное сохранение для партий таких площадок, на которых они могли бы участвовать в выборах по партийным спискам. Наиболее напряженная ситуация вокруг столичных мэров и парламента сложилась сейчас в Свердловской области. Отчасти это обусловлено публичным конфликтом губернатора Евгения Куйвашева и главы Екатеринбурга Евгения Ройзмана. Ройзман, напомним, настаивает на возвращении прямой избираемости мэра и отказе в городе от поста сити-менеджера. Введение же в Екатеринбурге двухуровневой системы МСУ означает автоматическое устранение Ройзмана.
О потенциальной возможности введения такой системы уже заявил и губернатор Самарской области Николай Меркушкин, предложивший обсудить эту перспективу с общественностью. В Заксобрании же региона подчеркнули необходимость анализа опыта Челябинска. Категорически против инициативы выступила оппозиция, по мнению которой будущие райсоветы станут инструментами беспрекословного исполнения решений администраций.
Активное обсуждение двухуровневой модели идет ныне и в Ульяновской области. Замгубернатора по внутренней политике Михаил Сычев, впрочем, уже заявил о сложности принятия подобного решения, сославшись на то, что до сих пор не внесены поправки в Бюджетный кодекс о разделении бюджетов в городах с внутригородскими районами. По его словам, общественность согласится с их созданием при условии справедливого распределения доходов в соответствии с численностью населения. С этим подходом согласны и депутаты ульяновского Заксобрания.
В Архангельской области по результатам бурного обсуждения уже достигнута консолидированная позиция: в региональном центре должен быть выборный мэр – глава администрации, а деление города на районы нецелесообразно. По признанию мэра Архангельска Виктора Павленко, благодаря активной позиции депутатов гордумы удалось предотвратить разделение города на несколько самостоятельных районов, хотя областные власти такие планы и имели.
Осторожно отнеслись к двухуровневой модели и в Омске. Депутаты гордумы посчитали подобные изменения пока ненужными. Один из аргументов – это большие затраты на выборы в пяти районах и на содержание во много раз увеличивающегося штата выборных лиц и чиновников, что, по примерным подсчетам, могло бы обойтись в полмиллиарда рублей. Этого же мнения придерживается рабочая группа по реформе МСУ при правительстве региона.
Неопределенная ситуация сейчас также и в Волгоградской области, а Иркутская область от реформы отказалась заранее. Губернатор Сергей Ерощенко еще в мае 2014 года внес в Заксобрание законопроекты по реформе МСУ, предусматривающие только прямые выборы глав и представительных органов местного самоуправления. Есть и другие отказники – это Белгородская и Нижегородская области и Приморский край.
По мнению одного из разработчиков реформы, ее провал связан с недостатками и недоработками, которые действительно наглядно видны на примере гордумы Челябинска, сформированной по новому принципу. «С единороссами в составе явный перебор, – отметил собеседник «НГ». – Неудивительно, что практически нигде в городах реформа не пошла». В то же время число прямых выборов мэров в некоторых городах, особенно с внутриэлитными конфликтами, стало сокращаться и без всяких реформ. Нынешний закон это позволяет, делается это все через тот же механизм назначения сити-менеджера.
«Реформа в части введения двухуровневой системы в крупных городах встретила сопротивление местных элит и практически нигде, где ее планировали, не пошла. Но все равно возможность перехода на эту модель с неминуемой отставкой городской власти в любой момент и после декабря 2014 года будет висеть над мэрами и депутатами как дамоклов меч», – пояснил «НГ» гендиректор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов. Он подтвердил, что набирает обороты и другой тренд, напрямую не связанный с новой реформой – это введение сити-менеджеров для ухода от непосредственных выборов мэров городов. Решения об этом активно принимаются региональной властью – например, в Самаре. «Таким образом конфликтные и потенциально конфликтные ситуации между мэрами и губернаторами разрешаются в пользу последних», – подчеркнул Миронов.
У реформы множество направлений, и нельзя однозначно говорить о ее успешности или провале, сказал «НГ» вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. «Реформа городских округов зачастую действительно не нужна местным элитам, ее сложно реализовать, и ей сопротивляются, – считает эксперт. – Тем более что в некоторых городах она затевается специально, чтобы подорвать их позиции. Пример – Екатеринбург».
Однако процесс идет – и в значительной части городов прямые выборы мэров все равно будут отменены, просто пока их действительно заменит навязываемый сверху институт сити-менеджеров, резюмирует собеседник «НГ». Стоит отметить, что именно этот вариант существования системы МСУ позволит губернаторам и свою власть укрепить, и не нарушить указаний федерального Центра о сохранении в регионах партийных выборов – ведь депутаты гордум останутся избираемыми, так что и выдвигаемый из их рядов мэр тоже может считаться как бы избранным.