В течение одной ночи полиция дважды обыскала офис «Другой России» Эдуарда Лимонова. Фото Антона Новодережкина/ТАСС
Мэрия Москвы дала организаторам Русского марша время до пятницы, чтобы согласиться на шествие в Люблине. В ответ те грозят народным сходом в центре столицы в День народного единства. Проблемы возникли и у «Другой России» Эдуарда Лимонова. А ведь в течение пары месяцев между националистами и властью было единство по Крыму и Донбассу.
Столичные власти и радикалы вчера соревновались в резких высказываниях через СМИ. Руководитель департамента по региональной безопасности мэрии Москвы Алексей Майоров заявил, что у националистов остались считаные дни, чтобы забрать документ о согласовании Русского марша в Люблине. В противном случае, предупредил он, акция не состоится: «Долго ждать мы не будем, в пятницу – все».
Один из организаторов марша, лидер движения «Русские» Дмитрий Демушкин, в ответ заявил, что его не устраивает усеченный вариант акции и сокращение ее максимальной численности с 30 до 10 тыс. человек. Националисты настаивают, чтобы Демушкин был включен в список организаторов наравне с одним из лидеров Национально-демократической партии Владимиром Тором.
В беседе с «НГ» Тор заявил, что Русский марш состоится в любом случае. Демушкин не исключил, что националисты выйдут на народный сход в центре Москвы или присоединятся к провластному шествию «Мы едины», которое также намечено на 4 ноября. В мэрии в ответ предложили сначала согласовать планы с организаторами этой акции, предупредив об ответственности за несанкционированный выход на улицы. «Что-то они мечутся в последние два дня по Москве то в одну, то в другую сторону, хотя уведомление о согласовании мероприятия в Люблине их ждет, – сказал Майоров. – Думаю, что сейчас все успокоятся, и мы договоримся».
Напомним, что Русский марш проходит в День народного единства ежегодно. В прошлом году националисты также ходили в Люблине. В этом же году изменился политический фон – власть сама подняла патриотические настроения до такой высоты, когда они стали превращаться в националистические. Большая часть российских националистов по вопросам Крыма и Донбасса заняла провластную позицию, и, казалось, их конфликт с режимом ушел в прошлое.
Напомним, кстати, что с поддержкой власти и жесткой критикой либеральной оппозиции выступил и лидер «Другой России» Эдуард Лимонов. После чего его стали приглашать на телевидение, а мэрия Москвы – согласовывать ему митинги на Триумфальной площади Москвы 31-го числа каждого подходящего месяца. В ночь на вторник, впрочем, стало известно о двух обысках в офисе «Другой России». «Среди гуманитарной помощи, приготовленной для отправки в Луганск для полиции ополчения, было 500 разгрузок, – пояснил Лимонов журналистам. – Ничего запрещенного не нашли. Весь штаб после обыска разгромлен, все разворочено. Мы пытаемся подсчитать ущерб, определить, не задержан ли кто-нибудь еще из наших».
По мнению Владимира Тора, рациональных причин для подобного поведения властей нет. В то же время он подчеркивает, что националисты сейчас пошли дальше, чем Кремль, уже сгладивший риторику в отношении Новороссии и ополченцев. «Национализм – мощнейший социальный инструмент, и Кремль желает иметь его в своем распоряжении, – заявил «НГ» Тор. – Однако он не желает его делить с кем-либо. Власть хочет быть главным действующим игроком во всех сферах общества, в том числе националистической. И показать, что главный защитник русских, а также главный демократ и либерал – президент Владимир Путин. А кто с этим не согласен – в тюрьму».
Гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков сказал «НГ», что из всех этих историй следует вывод: «Прокремлевская позиция не гарантирует спокойствия. Даже такому великому политику, как Лимонов».
«Как известно, в день Русского марша в Москве представители Народного фронта планируют провести шествие и митинг, в которых примут участие представители парламентских партий, лояльные политические силы и диаспоры, – заметил в беседе с «НГ» глава Политической экспертной группы Константин Калачев. – Мероприятие будет называться «Мы едины», заявка в мэрию Москвы подана на 20 тыс. человек. Представим на миг, что в то же время националисты на окраинах Москвы соберут несколько тысяч, а то и более своих сторонников. Получается, что у нас как минимум две России, и они не едины».
По словам Демушкина, накануне подачи заявки на Русский марш представители силовых структур предлагали ему отказаться от акции и на год заморозить деятельность организации в связи со сложной политической ситуацией, напомнил Калачев. «В России пользующегося массовой поддержкой этнического национализма нет, национализм в Украине. Таковы месседжи и для внутреннего потребления, и для внешнего. Когда Путин назвал себя «самым большим националистом в России», стало ясно, что несистемным националистам можно закрывать свою лавочку. Ранее Путин называл себя «настоящим либералом». После этого либеральные партии приказали долго жить. И либералам ранее, и националистам теперь указывают на отведенное им место. Когда надо, их могут достать из сундука, когда не нужны – спрятать», – подчеркнул эксперт.
Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский считает, что Кремль просто старается дистанцироваться от радикалов, при этом продолжая свой курс в отношении Новороссии. «Чтобы этот курс выглядел более солидным и взвешенным в глазах общественного мнения, Кремлю совершенно невыгодно, чтобы с тех же позиций или с еще более радикальных выступали другие политические силы. Ему необходимо полностью контролировать повестку дня, – подчеркнул эксперт. – Кремль стремится монополизировать тему Новороссии, в том числе он попытается монополизировать и националистическое поле. В связи с этим любые неуправляемые радикальные элементы ему будут только мешать. И он будет от них избавляться».