В ведомстве Александра Бастрыкина есть план по защите своего бюджета. Фото PhotoXPress.ru
Следственный комитет России (СКР) настаивает, что гарантированные его сотрудникам меры поддержки, в том числе и социальной, не могут отменяться или снижаться без его согласия. Сейчас сокращениям подвергаются многие госрасходы – и чаще всего Минфин делает это по своему разумению. Однако противодействовать ему законодательно еще ни одно ведомство не пыталось.
Со своей беспрецедентной инициативой СКР выступил, кстати, с некоторым нарушением уже сложившихся сейчас норм так называемого общественного обсуждения проектов нормативных актов. Напомним, что для этого действует специальный интернет-портал, где каждая бумага проходит перед глазами заинтересованной публики не такой уж и короткий путь. Например, тот или иной проект сначала выносится на уведомление – мол, такую-то проблему собираемся решить примерно вот так. Затем уже появляется конкретный текст, который проходит сперва общественную, а далее – антикоррупционную экспертизу. Потом следует ряд и других процедур, и только после них документ отправляется на рассмотрение правительства – короче говоря, дело может занять не один месяц.
Но законопроект от ведомства Александра Бастрыкина на спецпортале появился без прохождения всех предварительных этапов – он сразу прыгнул на завершающую стадию. Предлагается статью 37 закона о Следственном комитете дополнить одной фразой: «Гарантии государственной защиты сотрудников СК, включая меры их правовой защиты, материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим законом, распространяются на всех сотрудников СК и не могут быть отменены или снижены иными нормативными актами РФ иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий закон».
По словам зампреда комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Дмитрия Горовцова («Справедливая Россия»), это «крик отчаяния со стороны следственных органов, которые таким беспрецедентным образом требуют хотя бы частично решить их многочисленные проблемы». Дело в том, что, как объяснил депутат, из всех правоохранительных ведомств именно сотрудники СКР являются сейчас наиболее обездоленными с точки зрения их материального обеспечения, да и зарплаты тоже. «Недавно я по делам заходил в подразделение СК по Республике Тыва и ждал разговора с его начальником, сидя на подоконнике, потому что у людей стула лишнего не было», – рассказал «НГ» Горовцов. А, например, в Севастополе весь личный состав местного отделения СКР до сих пор имеет проблемы с временной регистрацией по месту своего нынешнего пребывания.
В законопроекте СКР внимание на себя обращают два момента. Во-первых, в нем упомянуты все его сотрудники без различия их статуса. Напомним, что в этом ведомстве, как и у других силовиков, есть и военнослужащие, и государственные гражданские служащие, и просто работники, считающиеся обычными бюджетниками. Как известно, в настоящее время в ходе обсуждения парламентом проекта бюджета на 2015-й и последующие два года уже открыто говорится о неизбежном сокращении расходов на чиновничий аппарат. Например, запланированное очередное повышение зарплат госслужащим предполагается заморозить. Не исключены и значительные сокращения рабочих мест в секторе госуправления.
Но СКР настаивает, чтобы в отношении его людей это не то чтобы не производилось, а по крайней мере с ним согласовывалось. Ведь дело в том, что отвечающий за сбалансированность бюджета Минфин нередко принимает такие решения, которые ставят то или иное ведомство перед свершившимся фактом – дескать, денег нет и ничего тут не поделаешь. Поэтому вторая интересная деталь законопроекта от СКР – это требование обязательного согласования в виде поправки в профильный закон. Как объяснил Горовцов, если этот действительно беспрецедентный документ все-таки будет принят, то получится, что о любых планах по сокращению бюджетных обязательств придется уведомлять руководство комитета. А то, в свою очередь, пояснил депутат, при необходимости сможет уже выходить на руководство страны со своими контраргументами.
Однако, как пояснил «НГ» источник в аппарате Госдумы, есть большие сомнения в том, что СКР – даже если он и пробьет себе законодательную защиту от бюджетных покушений со стороны Минфина – сможет пользоваться ею в полной мере. «Для примера возьмем хотя бы указ президента о создании управлений силовых ведомств по Крыму и Севастополю – указания на Следственный комитет в нем нет. Хотя указ был уже больше полугода назад, и эта ошибка в нем всем давно понятна, поправки к нему так и не сделаны, – и Минфин, опираясь на эти формальности, на следователей денег вообще не дает», – рассказал собеседник «НГ». По его словам, выходит так, что Бастрыкин постоянно проигрывает аппаратные схватки – очевидно, полагаясь на свой личный авторитет в глазах президента, с которым, как известно, они учились в вузе в одной группе. «Есть две основные версии крымского афронта СКР, – отметил источник «НГ». – Это или обыкновенное головотяпство, либо интрига, закрученная, скажем, Генпрокуратурой или МВД, с которыми у СКР идет постоянная подковерная борьба». Что же касается законодательной инициативы из ведомства Бастрыкина, то источник с Охотного Ряда допускает, что в ближайшее время она появится в Госдуме за подписью кого-то из депутатов, потому что Минфин ее через правительственные структуры ни в коем случае не пропустит.